Система смазки двигателя комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного валов и стержни толкателей смазываются под давлением. Шестерни распределения смазываются пульсирующей струей масла, поступающей через трубку 19 из переднего подшипника распределительного вала. Для этой цели на передней шейке распределительного вала сделаны две канавки, соединяющие трубку 19 с поперечным каналом смазки подшипников 9, два раза за каждый оборот вала. Упорный подшипник распределительного вала смазывается также от переднего подшипника этого вала через два сверления в шейке, расположенные под углом 90°.
Кулачки распределительного вала и стенки цилиндров смазываются разбрызгиванием и струйками масла, выбрасываемыми из отверстий 5.
Масло забирается шестеренчатым насосом из масляного картера при помощи плавающего маслозаборника 8. Применение плавающего маслозаборника обеспечивает поступление в насос масла из верхнего наиболее чистого его слоя. Далее, насос по трубке подает масло в фильтр грубой очистки, из которого оно поступает в продольную магистраль 10, просверленную вдоль блока. По поперечным каналам масло поступает в коренные подшипники и подшипники распределительного вала, а также по продольному каналу 4 к толкателям клапанов. К шатунным шейкам масло подводится от коренных подшипников через каналы, просверленные в теле коленчатого вала.
Емкость масляной системы, включая фильтры, составляет 6 литров. Заливается масло через наливной патрубок 23 (раздел "Вентиляция двигателя"), который герметично закрывается крышкой.
Для контроля количества масла имеется с левой стороны двигателя маслоизмерительный стержень-щуп, на котором нанесены метки: П - высший уровень и О - низший уровень. Необходимо всегда поддерживать уровень масла вблизи метки П; снижение уровня масла ниже метки О опасно для двигателя и поэтому ни в коем случае не допускается. Чрезмерное повышение уровня также недопустимо, так как вызывает забрасывание маслом свечей и ускоренное закоксовывание поршневых колец.
Давление в масляной системе двигателя при движении со скоростью 50 км/час должно быть в пределах 2-4 кг/см2. Оно может повышаться при холодном, непрогретом двигателе до 4,5 кг/см2 и снижаться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. Уменьшение давления масла при средних оборотах двигателя ниже 1,0 кг/см2 указывает на наличие неисправности, и дальнейшая эксплуатация двигателя должна быть прекращена.
При малых оборотах холостого хода давление масла в малоизношенном двигателе должно быть приблизительно равным 1 кг/см2.
В системе смазки имеются два предохранительных клапана: редукционный 6 и перепускной (на рисунке не отмечен). Оба клапана регулируются на заводе; регулировка их в эксплуатации запрещается. Редукционный клапан 6 включен параллельно масляному насосу и предохраняет масляную систему от чрезмерного повышения давления, в первую очередь, при пуске двигателя с застывшим маслом.
Перепускной канал помещается в корпусе масляного фильтра грубой очистки. Он автоматически выключает фильтр в случае загрязнения фильтрующего элемента грубой очистки и пропускает нефильтрованное масло в масляную магистраль.
Предназначен для очистки всего масла, нагнетаемого насосом в магистраль. Фильтрующий элемент состоит из фильтрующих пластинок и распорных звездочек, собранных на центральном валике. Масло проходит через щели между пластинками и при этом очищается. Для удаления отложений из промежутков между фильтрующими пластинками служат очищающие пластинки, насаженные на стержень прямоугольного сечения и установленные так, что их край входит в зазор между фильтрующими пластинками.
При поворачивании валика фильтрующие пластинки также поворачиваются, а неподвижные пластинки удаляют грязь из промежутков между фильтрующими пластинками.
При промывке нельзя пользоваться растворами, содержащими кислоты и щелочи, потому что алюминиевый сплав, из которого отлита головка блока, под действием кислот и щелочей разрушается.
Рукоятка, связанная с валиком через храповик, соединена тягой с приводом стартера. Благодаря этому, при каждом нажиме на педаль стартера валик поворачивается в одну и ту же сторону на 1/12 оборота. Усилие от педали стартера к рукоятке передается через пружину, что обеспечивает включение стартера в том случае, когда элемент фильтра почему-либо не может повернуться. Если двигатель постоянно заводят пусковой рукояткой, то валик фильтра следует поворачивать от руки каждый день на 1 ½ - 2 оборота.
Предназначен для задержания мельчайших частиц грязи, песка, металла, нагара и т.п. Этот фильтр оказывает большое сопротивление проходу масла и поэтому он включен параллельно масляной магистрали. Масло поступает в корпус фильтра по трубке и, пройдя через фильтр, свободно стекает обратно в картер двигателя по трубке. Действие фильтра тонкой очистки очень эффективно и до тех пор, пока фильтрующий элемент не засорен, масло в картере остается светлым.
Фильтрующий элемент состоит из набора картонных дисков, между которыми проходит масло. Посторонние частицы оседают и вырезах дисков, а очищенное масло через радиальные канавки в тех же дисках поступает в центральное отверстие элемента, а затем через отверстие по трубкам в картер двигателя. Через перепускное отверстие (диаметр 1,1 мм) постоянно перетекает неочищенное масло из нижней части фильтра в двигатель. Это отверстие необходимо для ускорения прогревания фильтра в холодную погоду. Густое застывшее масло в холодном фильтре не идет через щели в стыках дисков; при отсутствии перепускного отверстия фильтр долго оставался бы холодным и не вступал бы в работу. Через относительно большое перепускное отверстие циркуляция масла после пуска двигателя начинается сравнительно скоро. Фильтр теплотой циркулирующего масла разогревается и начинает нормально работать.
Для удаления из фильтра грязи служит пробка. Отстой из фильтра следует сливать после 1000 км пробега и при каждой смене масла в двигателе. Фильтрующие элементы следует заменять тогда, когда масло в двигателе начнет темнеть. Срок службы фильтрующих элементов зависит от износа двигателя. Этот срок для новых двигателей в несколько раз больше, чем для двигателей, имеющих сильный пропуск газов через кольца. Средний срок службы фильтрующих элементов 2000 - 3000 км пробега. Рекомендуется смену фильтрующего элемента приурочивать к смене масла в картере.