1 - запальные свечи

2 - распределитель

3 - аккумуляторная батарея

4 - катушка зажигания

5 - включатель стартера

6 - прерыватель

7 - генератор

8 - реле-регулятор

9 - стартер

10 - амперметр

11 - замок зажигания






















































































1 - клемма (ВК) низкого

напряжения для провода

от включения стартера

2 - клемма (ВК-Б) низкого

напряжения для провода

от замка зажигания

и включателя стартера

3 - добавочное сопротивление

4 - клемма низкого

напряжения для провода

от прерывателя

распределителя

5 - клемма высокого

напряжения

6 - вторичная обмотка

7 - первичная обмотка


ГАЗ-М20 "Победа"

Система зажигания


Рис. 1. Схема системы зажигания

Система зажигания - батарейная, с номинальным напряжением в первичной цепи - 12 В.

В систему зажигания двигателя входят: источники электрического тока, распределитель зажигания, катушка зажигания, запальные свечи, провода зажигания и замок (выключатель) зажигания.

Питание электрическим током системы зажигания двигателя осуществляется генератором, работающим совместно с аккумуляторной батареей, которые являются общими источниками тока для всей системы электрооборудования автомобиля.

Зажигание двигателя, как и все электрооборудование автомобиля, выполнено по однопроводной системе, при котором вторым проводом служат металлические части автомобиля ("масса"). С "массой" соединены положительные клеммы источников тока и потребителей.

Для обеспечения правильной работы системы зажигания необходимо следить в первую очередь за нормальным зазором между контактами прерывателя и чистотой их поверхности, исправностью свечей и нормальным зазором между их электродами, хорошим контактом проводников тока с их клеммами и правильностью установки момента зажигания.


Распределитель зажигания

Распределитель зажигания типа Р-23, установленный наклонно с левой стороны блока цилиндров приводится во вращение от валика масляного насоса. Направление вращения ротора правое (по часовой стрелке), если смотреть со стороны его крышки.
Прерыватель имеет центробежный и вакуумный регуляторы, изменяющие автоматически угол опережения зажигания: первый в зависимости от числа оборотов вала двигателя, а второй в зависимости от нагрузки двигателя. Для изменения установки момента зажигания в зависимости от октанового числа топлива имеется октан-корректор; изменение осуществляется вручную при помощи двух гаек.
Правильность работы автоматов опережения проверяется только на специальной установке.

Зависимость угла опережения зажигания от числа оборотов валика распределителя
(действие центробежного регулятора)

Число оборотов валика распределителя в минуту
Угол опережения
(по валику распределителя)
в градусах
300
0 - 2
400
2 - 4
1000
5 - 6
1600 - 1900
7 - 9
Дальнейшее увеличение числа оборотов на работу центробежного регулятора не влияет.

Зависимость угла опережения от разряжения
(действие вакуумного регулятора)

Разряжение
(мм рт.ст.)
Угол опережения
(по валику распределителя)
в градусах
100
0 - 2
230
3 - 5
320
5 - 7
Дальнейшее увеличение разрежения на работу вакуумного регулятора не влияет.


Катушка зажигания

Катушка зажигания типа Б-21 установлена над двигателем и крепится к щитку кузова хомутом. Катушка типа Б-21 имеет добавочное сопротивление, помещенное внутри ее корпуса (в верхней части) и соединенное последовательно с первичной обмоткой. Это сопротивление автоматически выключается специальным устройством во включателе стартера при нажиме на педаль стартера. При выключении добавочного сопротивления сила тока, проходящего через первичную обмотку катушки, увеличивается и, следовательно, увеличивается напряжение во вторичной цепи.
Это устройство обеспечивает хорошее воспламенение рабочей смеси при пуске двигателя стартером, когда напряжение батареи сильно падает вследствие большого расхода тока.
При замене неисправной катушки зажигания или повреждении проводки следует внимательно проверить соединения проводов с клеммами катушки, так как перепутывание проводов может вызвать порчу катушки и сильное обгорание контактов прерывателя распределителя или короткое замыкание в цепи.
Провода низкого напряжения к катушке присоединяются следующим образом:

  • к клемме 2 ВК-Б (включатель стартера - батарея) два провода - первый от одной из дополнительных клемм включателя стартера, второй - от клеммы КЗ замка зажигания
  • к клемме 1 ВК (включатель стартера) присоединяется провод от второй дополнительной клеммы включателя стартера
  • к клемме 4, расположенной снизу рядом с клеммой высокого напряжения, присоединяется провод от прерывателя распределителя
  • провод высокого напряжения от распределителя присоединяется к клемме 5


Рис. 2. Схема соединения обмоток катушки зажигания

Температура работающей катушки Б-21 (на ощупь) несколько выше температуры обычных катушек, не имеющих дополнительного сопротивления. При неработающем двигателе не следует длительно оставлять зажигание включенным, во избежание порчи катушки.


Запальные свечи

Запальные свечи служат для воспламенения рабочей смеси в камере сгорания двигателя. Поэтому неисправности в свечах неизбежно вызывают перебои или отказ в работе двигателя.
На двигателе М-20 удовлетворительно работают свечи М12/10 и М12/12. При применении свечей более холодного типа М12/8 двигатель в холодную погоду трудно пустить, так как эти свечи легко покрываются нагаром и замасливаются. У более горячих свечей типа М12/15 при работе на автомобиле М-20 может лопаться изолятор, в особенности в летнее время. При отсутствии свечей М12/10 или М12/12 можно в зимнее время применять свечи М12/15; в летнее время для работы в тяжелых условиях, можно пользоваться свечами М12/8.
Свечи М15/15 и М20/20 (устанавливаемые на автомобилях ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ) к установке на М-20 совершенно не пригодны, так как выводят двигатель из строя (за них задевают клапаны). Запредается установка каких-либо свечей, имеющих длину ввертываемой части более 12 мм.
Нормальный зазор между электродами свечей должен быть 0,6-0,7 мм.


Установка зажигания

Установка момента зажигания (сокращенно - установка зажигания) в цилиндрах двигателя автомобиля М-20 должна производиться с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в установке, существенно возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается. Кроме того, могут быть пробои прокладок головок блока, пригорание поршней и клапанов и тому подобные явления, вызываемые детонацией.

При установке зажигания необходимо выполнить следующие операции:

  1. Снять крышку распределителя, проверить величину зазора между контактами прерывателя и в случае необходимости отрегулировать зазор.
  2. Снять крышку люка над маховиком, расположенную на картере сцепления около стартера.
  3. Вывернув своему первого цилиндра и закрыв пальцем отверстие для свечи, повернуть коленчатый вал двигателя до начала выхода воздуха из-под пальца; это произойдет в начале хода сжатия в цилиндре.
  4. Убедившись, что сжатие в первом цилиндре началось, медленно вращая коленчатый вал двигателя поставить его в положение, при котором он не доходит на 4° до верхней мертвой точки. При вращении коленчатого вала на маховике вначале покажется предупредительная метка, сделанная белой краской, затем уже покажутся риски, определяющие угловое положение маховика, а следовательно, и коленчатого вала. При совпадении риски на маховике со стрелкой, установленной на картере сцепления, нужно прекратить вращение коленчатого вала.
  5. Убедиться в том, что ротор распределителя стоит против электрода в крышке, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра. Если это не получается, то или неверно выполнена операция 4 и коленчатый вал поставлен в неправильное положение, или масляный насос установлен неверно и его необходимо переставить.
  6. Отсоединить трубку вакуумного регулятора от распределителя.
  7. Убедившись предварительно в исправности подкапотной лампы (включив и выключив ее), вынуть конец провода подкапотной лампы из соединительной муфты и присоединить его с помощью дополнительного куса провода к клемме 5 низкого напряжения катушки зажигания, к которой присоединен провод от прерывателя распределителя.
  8. Установить стрелку шкалы октан-корректора против деления "0", вращая в нужном направлении гайки, которые после установки стрелки на "0" следует тщательно закоротить, туго завернув от руки.
  9. Ослабить винт установочной скобы корпуса распределителя. Включить зажигание и осторожно повернуть корпус распределителя по часовой стрелке (примерно на 10-15°) таким образом, чтобы контакты прерывателя замкнулись. Затем медленно поворачивать корпус против часовой стрелки до момента начала размыкания контактов прерывателя. Этот момент будет легко замечен, так как при размыкании контактов контрольная (подкапотная) лампа загорится.
    При установке момента начала размыкания контактов следует слегка нажимать пальцем на ротор распределителя, стараясь повернуть его против часовой стрелки (т.е. против направления вращения) для того, чтобы выбрать боковой зазор в приводе распределителя.
  10. Затянуть винт установочной скобы корпуса распределителя, удерживая корпус от поворачивания.
  11. Проверить правильность установки зажигания. Для этого, медленно поворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, вновь следует подойти к положению, соответствующему концу хода сжатия в первом цилиндре и проследить, совпадает ли момент вспыхивания контрольной лампочки, а следовательно, и начало размыкания контактов прерывателя с моментом совпадения риски на маховике со стрелкой в картере сцепления. Во время проверки следует держать палец на роторе распределителя, надавливая на него против направления его вращения.
    Если при проверке указанного совпадения не получается, допускается для исправления небольших неточностей в установке зажигания использовать октан-корректор.
    Для этого надлежит повернуть корпус распределителя при помощи гаек октан-корректора в ту или иную сторону, до момента начала размыкания контактов (проследив его по контрольной лампе) и закрепить корпус в этом положении.
    Если стрелка октан-корректора при этом займет положение, более чем на два деления отстоящее от риски "0", то зажигание следует установить вновь, повторив операцию 9.
  12. Присоединив трубку вакуумного регулятора, затем поставить крышку распределителя и проверить правильность присоединения проводов от свечей к распределителю, начиная с первого цилиндра. присоединение проводов должно производиться в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя (1 - 2 - 4 - 3) по направлению часовой стрелки.
  13. Поставить крышку люка картера сцепления на ее место и присоединить провод подкапотной лампы к соединительной муфте (на прежнее место).

Неисправности системы зажигания

При определении неисправностей системы зажигания следует учитывать, что цвет искры, проскакивающий между любым из проводов свечей и "массой", или между проводом высокого напряжения катушки зажигания и "массой", наблюдаемый в темном месте или при слабом освещении (при вращении вала двигателя стартером), а также способность икры преодолевать искровой промежуток, являются надежными показателями исправности системы зажигания.

Если система зажигания исправна - искра имеет белый цвет с голубым оттенком и способна без перебоев преодолевать искровой промежуток между проводом и "массой", равный 6-7 мм.

Если искра фиолетовая, почти бесцветная, то это свидетельствует о повреждении вторичной цепи (катушки зажигания, крышки распределителя или провода высокого напряжения). Такая искра не в состоянии преодолевать промежуток 6-7 мм или преодолевать его с перебоями.

При повреждении конденсатора обычно получается желтовато-красная искра, не способная преодолевать указанный искровой промежуток.

Характерные случаи неисправной работы системы зажигания

Нет искры между электродами у всех запальных свечей.
При этом необходимо:
  1. Проверить цепь тока низкого напряжения между аккумуляторной батареей и катушкой зажигания. Убедиться в работоспособности аккумуляторной батареи.
    Снять наконечник проводов с клеммы ВК-Б катушки зажигания и провод подкапотной лампы (для использования ее в качестве контрольной лампы); соединить наконечники проводов между собой и изолировать изоляционной лентой. Установить во включенное положение рычажок подкапотной лампы и включить зажигание. Если контрольная лампа загорится, то это указывает на исправность цепи низкого напряжения (аккумуляторная батарея - катушка зажигания); если контрольная лампа не загорится, то следует соединить клеммы АМ и КЗ (рис. 1) замка зажигания коротким отрезком провода.
    Загорание в этом случае контрольной лампы свидетельствует о неисправности замка зажигания, и он подлежит ремонту или замене. Если контрольная лампа не загорится, следует проверить, пользуясь схемой (рис. 1), состояние цепи аккумуляторная батарея - замок зажигания. Проверять необходимо: целостность проводов, чистоту и плотность соединений у клемм центрального переключателя света, у клемм амперметра, включателя стартера и аккумуляторной батареи.
    Если проверка покажет исправность цепи низкого напряжения, следует проверить цепь высокого напряжения и катушку зажигания, как указано в п. 2.
  2. Проверить катушку зажигания и цепь тока высокого напряжения.
    Снять крышку распределителя, проверить состояние контактов прерывателя и, если требуется, зачистить их и сменить прерыватель. После зачистки контактов или замены прерывателя отрегулировать зазор.
    Осмотреть крышку и ротор распределителя и если обнаружатся следы нагара, то тщательно очистить его. Сменить крышку или ротор при обнаружении у них трещин или следов пробоя. Убедиться в отсутствии повреждения изоляции в проводе высокого напряжения от катушки к распределителю. Включить зажигание и вращать двигатель стартером. Если между электродами запальных свечей не будет искры, то это означает, что неисправен конденсатор распределителя или катушки зажигания.
    Если смена конденсатора при этом не поможет, то следует сменить катушку зажигания.

В некоторых запальных свечах искра проскакивает слабая, с перебоями или вовсе не проскакивает. Тщательно обтереть чистой сухой тряпкой крышку распределителя, провода запальных свечей, катушку зажигания и изоляторы запальных свечей для того чтобы удалить скопившиеся на них масло и влагу. Если после этого система зажигания не будет нормально работать, следует снять и осмотреть крышку и ротор распределителя. Если обнаружатся следы нагара, тщательно очистить их. Сменить крышку или ротор при выявлении в них трещин или следов пробоя. Осмотреть все провода запальных свечей и сменить провода с поврежденной изоляцией.
Проверить плотность посадки проводов свечей и провода высокого напряжения о катушки зажигания к распределителю в их гнездах.

Искра во всех запальных свечах проскакивает с перебоями. Проверить, зачистить или сменить, если требуется, и отрегулировать контакты прерывателя. Если контакты прерывателя находятся в надлежащем состоянии, то следует проверить исправность цепи первичного тока.

 
| +7 926 614-86-91 | vstyleretro@mail.ru | Автомобили | Новости | Автолегенды
Мы на AutoRenter.ru