1 - передняя крышка картера

2 - регулировочные прокладки

3 - наружное кольцо

подшипника

4, 6 - роликовые конические

подшипники червяка

5 - червяк

7 - вал руля

8 - двойной радиально-

упорный шариковый

подшипник ролика руля

9 - ось ролика

10 - гайка крепления сошки

11 - сошка

12 - сальник вала сошки

13 - вал сошки

14 - бронзовая втулка

15 - двойной ролик

16 - стопорная шайба

регулировочного винта

17 - регулировочный винт

18 - контргайка

19 - стопорный штифт

20 - подшипник верхнего

конца вала сошки

21 - верхняя крышка картера

22 - картер руля

23 - провод сигнала

24 - пробка наливного

отверстия

25 - лонжерон рамы

26 - болты крепления картера

27 - роликовый подшипник




























































































1 - палец с шаровой головкой

2 - защитное уплотнение

3 - сухари

4 - запорное кольцо

5 - опорная шайба пружины

6 - пружина

7 - корпус наконечника

8 - стяжной хомут

9 - боковая тяга

рулевой

трапеции

10 - пробка тяги сошки

11 - пружина

12 - сухари

13 - поворотный кулак

14 - поворотный рычаг

рулевой трапеции

15 - сошка руля

16 - рулевой механизм

17 - тяга сошки

18 - ограничитель

19 - наконечник

20 - маятниковый рычаг

21 - наконечник поворотного

рычага


ГАЗ-М20 "Победа"

Рулевое управление



На автомобиле М-20 «Победа» установлен рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом. Передаточное число механизма 18,2 (среднее).

Рулевой механизм прикреплен к левому лонжерону рамы тремя болтами. Кроме того, верхний конец рулевой колонки закреплен к панели приборов стремянкой, в которую вложена резиновая подушка; нижний конец рулевой колонки надет на отросток картера и затянут хомутиком.

Ось качания рулевой сотки расположена так, что при поворачивании рулевого колеса сошка перемещается в поперечном направлении относительно продольной оси автомобиля, воздействуя на звенья рулевой трапеции. Рулевая трапеция расположена впереди поперечины передней подвески.

Червяк 5, напрессованный на нижний конец полого рулевого вала 7, установлен в двух конических роликовых подшипниках 4 и 6 в картере 22. Внутренних колец в этих подшипниках нет. На обоих концах червяка имеются конические поверхности, по которым катятся ролики. Наружное кольцо верхнего подшипника 6 запрессовано в картер 22. Кольцо 3 нижнего подшипника посажено плотно в горловине картера и торцом опирается на крышку 1. Между картером и крышкой установлены прокладки 2. Эти прокладки являются одновременно уплотнительными и регулировочными. Изменением их количества регулируется затяжка конических подшипников. Прокладки применяются двух видов: картонные толщиной 0,25 мм и пергаментные толщиной 0,1 мм.

Двойной ролик 15 установлен в пазе головки вала сошки и вращается на двухрядном радиально-упорном шариковом подшипнике 8, который собран с предварительным натягом. Наружной обоймой этого подшипника служит сам ролик; внутренние кольца подшипника торцами упираются одно в другое. При такой конструкции подшипника натяг в нем зависит от его внутренних размеров и не зависит от натяга, с которым ролик посажен на место в паз вала рулевой сошки. Ролик с подшипниками установлен на оси 9, концы которой осажены с применением электронагрева.

Вал 13 сошки верхним концом опирается на роликовый подшипник 20, сидящий в крышке 21, а нижним — на тонкостенную втулку 14. В нижнем конце отростка картера установлен манжетный резиновый сальник 12.

Геометрическая ось ролика несколько смещена относительно оси червяка, и поэтому при осевом перемещении вала сошки изменяется зазор в зацеплении ролика с червяком. Перемещение вала рулевой сошки осуществляется винтом 17, губки которого входят в канавку вала сошки. Эта регулировка предназначена для устранения зазора в зацеплении червяка с роликом, возникающего по мере их износа. Зазор в зацеплении червяка с роликом при различных угловых положениях червяка неодинаков. В положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, этот зазор наименьший, и в правильно отрегулированном рулевом механизме его не должно быть; по мере поворота колес автомобиля в ту или иную сторону зазор в зацеплении увеличивается и в крайних положениях достигает наибольшей величины. Поэтому регулировать зазор в зацеплении ролика с червяком нужно при положении деталей рулевого механизма, соответствующем движению по прямой.

Верхний конец рулевого вала опирается на шарикоподшипник, наружное кольцо которого посажено в рулевой колонке. Внутреннее кольцо подшипника постоянно поджимается пружиной через разрезную втулку, сидящую на рулевом валу, чем устраняется зазор и, следовательно, возможность стуков в этом подшипнике при движении автомобиля.

На верхнем конце рулевого червяка имеется гладкая коническая поверхность и цилиндрические шлицы для установки рулевого колеса, закрепляемого гайкой.

При установке руля, во избежание изгиба рулевого вала, затягивать болты 26 крепления картера руля к лонжерону нужно после того как будет прикреплена колонка руля к панели приборов.


Регулировка рулевого механизма    читать

Рулевые тяги.
Тяга 17 сошки трубчатая, с высаженными концами, с помощью шаровых пальцев соединена с сошкой 15 и маятниковым рычагом 20. Сухари 12, установленные с обеих сторон каждого шарового пальца, прижимаются к ним пружинами 11. Со стороны сошки (слева) в тяге установлены две пружины, а со стороны маятникового рычага — одна. Ограничитель 18 сжатия пружины установлен только слева.

Сухари 12 должны быть установлены так, чтобы вырезы в них, сделанные для стержня пальца с шаровой головкой, были расположены строго по оси отверстия в тяге. В случае смещения (поворота) сухарей их кромки сильно изнашивают пальцы над шаровой головкой.

Затяжка пробок 10 для получения нужных усилий от сухарей на шаровые головки должна быть разной для левого и правого концов. Затяжка производится следующим образом:
1. Затянуть обе пробки 10 до упора.
2. Правую пробку (со стороны маятникового рычага) отвернуть в обратную сторону до положения, при котором возможна шплинтовка (отверстие в тяге совпадает с прорезом в пробке), и в этом положении зашплинтовать.
3. Левую пробку (со стороны сошки) следует отвернуть обратно не менее чем на пол-оборота и не более, чем на один оборот, до положения, возможного для шплинтовки, и зашплинтовать.

Если шаровые головки изношены и потеряли правильную форму, то при этом способе регулировки рулевое управление может быть слишком тугим. В этом случае допускается дополнительно отвернуть пробку не более чем на один оборот. Сильно изношенные шаровые пальцы необходимо заменять.

Две крайние тяги 9 (одинаковые) с помощью наконечников шарнирно соединяют тягу сошки с рычагами 14 поворотных кулаков 13 передних колес. Концы тяг 9 имеют правую и левую резьбу, что дает возможность удобно изменять длину тяг при регулировке схода колес. Наконечники застопорены хомутами 8 и стяжными болтами. Болты обязательно должны быть расположены над тягами так, как показано на рис. 3 для предотвращения задевания о них колесами при наибольших углах поворота последних.

Наконечники, установленные в рычагах поворотных кулаков, не нужно регулировать, так как пружина 6 автоматически устраняет зазоры, появляющиеся при износе. Уплотнение 2, состоящее из двух сферических шайб, пружины и резиновой манжеты, надежно удерживает смазку в наконечнике и препятствует попаданию в него пыли и грязи.

 
| Романтические прогулки | Автоэкзотика | Статьи о свадьбах и авто