1 - муфта выключения

2 - первичный вал

3 - вторичный вал

4 - шток переключателя

5 - сухарь фиксатора

6 - муфта легкого включения

7 - вилка включения

2-й и 3-й передач

8 - рычаг переключения

передач

9 - шестерня 1-ой передачи

10 - вилка шестерен 1-й

передачи и заднего хода

11 - крышка заднего

подшипника

12 - шестерня 2-ой передачи

13 - ведущая шестерня

спидометра

14 - ведомая шестерня

спидометра

15 - фланец вторичного вала

16 - передняя вилка

переднего кардана

17 - задняя вилка

переднего кардана

18 - сальник шлицевого

соединения карданного вала

19 - защитный кожух

шлицевого соединения

20 - игольчатый подшипник

кардана

21 - крестовина кардана

22 - запорное кольцо

подшипника

23 - ось шестерни

заднего хода

24 - шестерня заднего хода

25 - ступица муфты легкого

включения

26 - ось блока шестерен

27 - сливная пробка

28 - блок шестерен

29 - картер коробки передач

30 - крышка переднего

подшипника


ГАЗ-М20 "Победа"

Коробка передач


Коробка передач двухходовая имеет три передачи вперед и одну назад; передаточные числа указаны в технической характеристике автомобиля.

Коробка крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в картер сцепления. Центрируется коробка с картером сцеплени наружной поверхностью фланца крышки 30.

Первичный вал 2 является одновременно и валом сцепления; н вращается в двух шариковых подшипниках. Передний подшипник находится в гнезде задней шейки коленчатого вала, а задний в картере коробки. За одно целое с первичным валом выполнена шестерня с винтовыми зубьями, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, и зубчатый венец для включения прямой передачи. Промежуточный вал представляет собой блок из четырех шестерен. Он вращается на двух роликовых подшипниках на неподвижнйо оси 26. Между подшипниками установлена распорная втулка.

Вторичный вал 3 вращается в двух подшипниках: роликовом цилиндрическом, помещенном в гнезде первичного вала, и шариковом, установленном в задней стенке картера коробки. На шлицах, в передней части вторичного вала насажена ступица 25 наружными шлицами, по которым передвигается муфта "легкого переключения 6. Передвижением этой муфты вперед и назад осуществляется включение прямой и второй передачи. Шестерня-каретка 9, передвигающаяся на шлицах вторичного вала, включает первую передачу в задний ход.

Шестерня 12 со спиральными зубьями вращается на вторичном валу. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней второй передачи промежуточного вала и снабжена дополнительным венцом для включения этой передачи. На заднем конце вторичного вала на шлицах насажена ведущая шестерня спидометра 13 и фланец 15 для крепления карданного вала.

Механизм переключения передач, состоящий из двух штоков (шток переключения второй и третьей передачи и шток переключения первой передачи и заднего хода), с закрепленными на них вилками 10 и 7 и рычага 8 переключения, помещается в верхней крышке коробки. Пружина прижимает нижний конец рычага к вилке включения прямой и второй передач. Продольная фиксация штоков осуществляется двумя стопорами и пружиной, помещенной между ними. Стопоры концами входят в пазы, прорезанные в штоках. Указанное устройство исключает возможность одновременного включения двух передач. Положение рычага переключения 8 при включении различных передач показано на рис. 2.

Включение прямой и второй передач осуществляется, как указывалось, передвижением муфты 16 вперед и назад. Для облегчения включения зубья на венцах, служащих для включения прямой и второй передач, через один укорочены, а зубья на муфте 6 через один удалены.

При таком устройстве процесс включения разделяется на две стадии (рис. 3). Сначала зубья муфты входят в широкие ромежутки между неукороченными зубьями венца, что проиходит без затруднения даже при наличии большой разницы в числе оборотов включаемых шестерен. Затем боковые поврехности зубьев муфты и венца соприкасаются, происходит выравнивание их скоростей и, наконец, муфта продвигается дальше, завершая включение.

Демонтаж и монтаж коробки могут быть выполнены без снятия двигателя с автомобиля.

Для правильной работы коробки передач (бесшумность, долговечность) весьма важно, чтобы она была точно сцентрирована с двигателем. На автомобиле "Победа" точность центрирования коробки передач достигается жесткостью картера сцепления и точностью обработки этой детали. Привалочные поверхности на картере сцепления обрабатываются после его сборки с блоком двигателя, причем базой при обработке служат коренные подшипники коленчатого вала. При повторной установке коробки передач она правильно станет на место, если картер сцепления с двигателем не снимался и если привалочные плоскости картера сцепления и коробки плотно притянуты (необходимо следить за их чистотой перед монтажем). Поэтому никогда не следует без действительной необходимости снимать картер сцепления с блока двигателя и тем более переставлять его с одного двигателя на другой; для полной разборки двигателя снимать картер сцепления на требуется.

При повреждении картера сцепления его можно заменить запасным или снтым с другого двигателя, но при этом необходимо обязательно проверить точность раполоения привалочных поверхностей индикатором и в случае необходимости произвести центрирование этих поверхностей с осью коленчатого вала1.

Уход за коробкой передач состоит в поддержании надлежащего уровня масла (вровень с отверстием наливной пробки), периодической смене масла и промывке картера.





1 Рекомендуемая литература:
Г. Шнейдер "Ремонт двигател автомобилей ГАЗ-51 и М-20", Горьковское областное издательство, 1949
Методика проведения центрирования.
 
| Романтические прогулки | Автоэкзотика | Статьи о свадьбах и авто