Автомобили эпохи СССР: ЗИС-101А


Решение освоить у нас в стране производство комфортабельных легковых автомобилей большого литража (по терминологии того времени) было принято в 1932 году. Для воплощения идеи сначала выбрали ленинградский завод "Красный Путиловец", где не первых порах решили делать точную копию новейшего американского Buick-32-90, образца 1932 года. К майской демонстрации 1933 года в Ленинграде смогли собрать небольшую партию советских "бьюиков" из 6 штук под наименованием "Л-1" ("Ленинград-1").
Машины Л-1 для отечественного автомобилестроения того времени имели довольно сложную конструкцию: верхнеклапанный восьмицилинровый рядный двигатель (105 л.с.), сдвоенный карбюратор, гидроамортизаторы с регулировкой жесткости с места водителя и т.д. В результате дальше изготовления опытной партии дело не заладилось: завод стал осваивать тракторно-танковую тематику. А два легковых автомобиля "Ленинград-1" передали на ЗИС, который должен был перехватить эстафету выпуска лимузинов у "Красного Путловца".
Вскоре на ЗИС привезли и оригинальный Buick образца 1932 года с поручением его изучать. Проектирование нового автомобиля, получившего наименование ЗИС-101, на заводе возглавил главный конструктор Евгений Иванович Важинский.
Был принят один из четырех макетов, и по нему начали вести дальнейшее проектирование. Даже успели подготовить некоторую техническую документацию и построить каркас опытного кузова, но... наверху приняли решение все-таки заказать кузов вместе с чертежами и штампами за рубежом, в Америке, у фирмы Budd. А в качестве образца отправили в Америку утвержденный макет. За разработку кузова, кузовные штампы и сварочные кондукторы пришлось заплатить 1,5 млн. долларов - огромные по тем временам деньги.
Компания Budd опыта проектирования автомобильных кузовов почти не имела, и, по оценке отечественных специалистов, проект сделала очень плохо. Например, деревянный каркас кузова был просто "вписан" в поверхность без малейшего учета технологий и расчета нагрузок. Потом это создало большие сложности в отработке деревянных деталей в деревообрабатывающем цехе. Вообще, кузов оказался удивительно нетехнологичным. Деревянный буковый каркас соединялся многочисленным косынками, уголками и раскосами и обшивался сверху окрашенными штампованными металлическими листами. Чтобы собрать такой кузов, необходимо было добросовестно завернуть тысячи шурупов, а иначе конструкция быстро расшатывалась и при эксплуатации начинала скрипеть.
Штампы и первые 500 комплектов штамповок для ЗИС-101 поступили в СССР в 1935 году. Опытные образцы автомобилей нужно было построить к 1 апреля 1936 года. Задача была непростой: завод никогда раньше не делал легковой машины высшего класса, а тут столько нового, неожиданного, непонятного. Значение предстоящего события было так велико, что подбором бригады сборщиков первой партии занимался лично директор завода.
Показ двух автомобилей ЗИС-101 состоялся в Кремле 29 апреля 1936 года. На него поехали И.А.Лихачев, А.А.Евсеев и другие руководители завода. Машины осматривали Сталин, Орджоникидзе, Микоян, Хрущев и многие другие. На высших государственных чиновников новые советские автомобили произвели хорошее впечатление, а высказанные замечания не носили принципиального характера.
ЗИС-101 был очень комфортабельной машиной, особенно для 30-х годов. Его кузов снабжался отопителем и радиоприемником, а пассажирский салон отделялся от водителя поднимающейся стеклянной перегородкой. В отделке интерьера использовались только высококачественные ткани, а сиденья обивались сукном или кожей. Панель приборов и рамки окон отделывались дорогостоящими сортами дерева. На перегородке салона и на стойках кузова устанавливались плетеные поручни с хромированными наконечниками. В задней части машины имелся багажник, доступ к которому осуществлялся через специальный багажны люк, а громоздкие вещи дополнительно могли быть закреплены позади машины на откидной решетке.
Конструкция двигателя и компоновка ЗИС-101 были позаимствованы с Buick почти без изменений. Восьмицилиндровый рядный двигатель (5,77 л) развивал мощность 90 л.с. и был способен разогнать трехтонную машину до 115 км/ч. В двигателе ЗИС-101 нашли применение такие технические решения, как коленчатый вал с противовесами и гасителем крутильных колебаний, двухкамерный карбюратор типа "Марвел" с подогревом отработавшими газами, термостат в системе охлаждения двигателя. Для эффективного торможения в тормозную систему автомобиля был добавлен вакуумный усилитель.
Первый автомобиль изготовили 18 января 1937 года. Первоначально темп выпуска машин был очень высоким, до 17 машин в день, но после 1939 года объемы производства сократили, так как машины были дорогими, а потребителей, которым они предназначались, обеспечили достаточно быстро. Машины поступали исключительно на государственную службу, а в частные руки передавались в редких случаях, отдельным представителям интеллигенции и генералитета за выдающиеся заслуги перед Родиной.

Модернизация
Как бы ни были красивы и комфортабельны серийные ЗИС-101, их масса на 600-700 кг превышала импортные аналоги. Дело в том, что в угоду прочности и надежности многие узлы были слишком тяжелыми, а в результате страдали динамические показатели. Для большой и солидной машины двигатель в 90 л.с. оказался слабоват, поэтому первая модернизация коснулась именно ходовой части. Путем замены чугунных поршней на алюминиевые удалось поднять мощность двигателя на 20 л.с., что обеспечило автомобилю максимальную скорость - 120 км/ч. Но это были полумеры, требовалась более существенная модернизация.
Машину основательно переработали. Не добившись серьезного снижения веса автомобиля, на него установили более мощный 116-сильный мотор и усовершенствованную трансмиссию. Максимальная скорость при этом возросла до 125 км/ч. Одновременно на лимузин поставили новую, более модную, решетку радиатора. Модернизированные машины получили наименование ЗИС-101А и стали сходить с конвейера в 1940 году.



Эмблема



Легковой автомобиль должен нести новую эмблему - так решили на заводе. Для ее подбора объявили конкурс, в котором мог участвовать каждый. Победителем среди полусотни разнообразных рисунков оказался неприметный набросок, выполненный замусоленным химическим карандашом на листке, вырванном из школьной тетради в клеточку. Но его автор, простой рабочий арматурного цеха завода, сумел уловить главное требование к такой эмблеме: она должна быть лаконичной и в то же время отражать символику советского государства. Так на решетке радиатора ЗИС-101 появилось развевающееся красное знамя.



"Подкидыш" (реж. Татьяна Лукашевич, 1939 год)

Незабываемый фильм довоенной поры, вошедший в золотой фонд советского кино. Незатейливый сюжет: пятилетняя Наташа потихоньку убегает из дома, оказываясь "подкидышем", которого искренне желают усыновить самые разные люди. Путешествия малышки наполнены приключениями. Одно из них небезопасно: погнавшись за кошкой, девочка чуть не оказывается под колесами проезжающего мимо ЗИС-101. Впрочем, все заканчивается удачно, а данный сюжет пополнил коллекцию крылатых фраз блистательной Фаины Раневской: "Товарищ милиционер, что ж это такое, чтобы на совершенно живых людей наезжали?!"





СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Выстроившиеся в ряд циферблаты - признак солидности автомобиля. На машинах попроще тогда обходились одним-двумя приборами
Указатель давления масла и датчик температуры охлаждающей жидкости выполнены в одном корпуса
Задние двери открывались против хода машины


Добротно выполненный салон ЗИС-101А роскошным и просторным не назовешь, особенно с позиций современного автомобильного дизайна. Руль и подрулевой переключатель здесь установлен от более поздних грузовиков ЗИЛ


Фото слева: На ЗИС-101А рядом с фарами на крыльях были установлены габаритные огни, а не указатели поворотов



Фото справа: Строгий фронтон радиаторной решетки и красный флажок сверху олицетворяли незыблемость советского строя





Горловина бензобака с хромированной крышкой просто торчит из кузова - прятать ее под специальный лючок пока еще не догадались
Солидному автомобилю полагалось два задних габаритных огня, тогда как большинство машин того времени имели всего один, слева
Запасные колеса на передних крыльях убраны в металлические чехлы, которые водители прозвали "сковородками"


Задний диван предоставлял верх комфорта двум пассажирам, третий человек там был совершенно ни к чему
Для сопровождающих предназначались раскладные спрапонтены - очень удобные, несмотря на неказистый вид
Как и в любом лимузине, в ЗИС-101А водительская и пассажирская части салона разделялись стеклянной перегородкой с механическим, а не электрическим приводом. Поэтому пассажирам приходилось крутить ручку, наподобие дверного стеклоподъемника


Сделать крышу цельной деталью с глубокой вытяжкой в то время было очень дорого и сложно, поэтому она была комбинированной, с вставкой из дерева и кожи сверху
Створки капота на ЗИС-101А открывались вбок, обеспечивая свободный доступ к двигателю
Внутренний багажник автомобиля был очень мал. Поэтому для громоздких вещей (чемоданы, коробки) сзади имелась откидная багажная решетка и кожаные ремни в комплекте/center>