Автомобили эпохи СССР: ЗИЛ-114


Правительственный лимузин ЗИЛ-114, безусловно, ассоциируется с эпохой Брежнева. В то же время его вряд ли можно отнести к тем невыразительным явлениям, которые характеризуются емким словом "застой". В историю отечественного автомобилестроения ЗИЛ-114 вошел как прогрессивный, почти совершенный автомобиль.





Автомобильная мода, увы, недолговечна. Когда Никита Сергеевич Хрущев в 1961 году пожелал обновить свой ЗИЛ-111, соблазнившись футуристичностью Lincoln Continental X-100, на котором ездил президент США Джон Кеннеди, он вряд ли задумывался о том, что года через три "аэрокосмические" обводы будут выглядеть если не нелепо, то несолидно, нереспектабельно. Через три года Хрущев был отправлен в отставку, к власти пришел Леонид Ильич Брежнев, и появилась объективная причина для создания нового правительственного "лимузина №1".
Все элементы конструкции создавались с нуля за исключением двигателя, работы над которым были начаты еще в 1962 году. Впервые в практике ЗИЛа для снижения массы мотора блок цилиндров был отлит из алюминиевого сплава. От предшественников этот силовой агрегат унаследовал гидравлические толкатели клапанов, делающие ненужной регулировку зазоров в газораспределительном механизме (ГРМ). Кроме того, двигатель оснастили четырехкамерным карбюратором и транзисторной системой зажигания. В результате новый, почти семилитровый мотор получил 300 л.с., что на сотню "лошадей" больше мощности его предшественника, и был способен работать с "родной" автоматической трансмиссией, то есть двухступенчатой планетарной коробкой передач с гидротрансформатором. Автоматика досталась ЗИЛ-114 в наследство от семейства ЗИЛ-111, однако ее испытания вместе с более мощным двигателем выявили ряд недостатков конструкции, компенсировать которые постоянными усовершенствованиями гидротрансформатора уже не удавалось. В 1966 году начались работы по проектированию трехступенчатой гидромеханической передачи (ГМП). Выпускать новый агрегат и компектовать им ЗИЛ-114 начали лишь в 1975 году.
Мощный мотор и "пластичная" трансмиссия позволяли конструкторам не ограничивать массу автомобиля и габариты кузова. Без оглядки на эти обычные для автоконструирования параметры салон сделали максимально просторным и комфортабельным. Микроклимат обеспечивали три отопителя, кондиционер и особые атермальные стекла, сделанные в Бельгии: они не пропускали тепло в жару и не запотевали зимой. Стеклоподъемники (в том числе и на стеклянной перегородке, отделяющей VIP-отсек от переднего ряда сидений), разумеется, имели электропривод. Центральная блокировка всех дверей осуществлялась с места водителя. Ширина заднего дивана позволяла разместиться четверым пассажирам, хотя рассчитан он был на двоих. Каждое пассажирское место отделялось от соседнего широким, убирающимся в спинку подлокотником, регулировалось не только положение, но даже жесткость сиденья.
Стандартная компектация предполагала установку всеволнового радиоприемника "Радиотехника" с автопоиском и дистанционным управлением с заднего сиденья. В "нестандартную" компектацию входили средства правительственной спецсвязи и необходимое для их работы оборудование, экранирующее систему зажигания (модификация "114Е").
Передние сиденья обтягивались натуральной кожей (преимущественно чёрной), Задние - светлым английским сукном, позже замененным велюром. Средний ряд сидений традиционно представлял собой два складных страпонтена. Торпедо и отдельные элементы интерьера отделывались натуральным лакированным шпоном из карельской березы и ореха.
Как родился логотип. Благодаря ЗИЛ-114 у Завода имени И.А.Лихачева появился единый фирменный знак. Так сложилось, что все автомобили АМО - ЗИС - ЗИЛ украшали аутентичные разностильные эмблемы, а официальные заводские бланки - лишь изображения присвоенных заводу орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Эмблему для ЗИЛ-114 - вписанную в ромб аббревиатуру "ЗИЛ" на фоне горизонтального или вертикального прямоугольника - создал конструктор-кузовщик Илья Сухоруков. Он пришел на завод в 1948 году, работал на разных участках и должностях, в том числе и цеховым художником. Возможно, нарисованная им эмблема так и осталась бы штучной работой, "полномочия" которой ограничивались семейством ЗИЛ-114/117, если бы не энтузиазм заместителя начальника экспериментального цеха Георгия Алексеевича Матерова.
Работа Сухорукова понравилась Матерову, и он обратился к директору завода с предложением утвердить эмблему в качестве официального логотипа и использовать фирменный знак на всех изделиях и документах ЗИЛа.
После организованной энтузиастом "презентации", в ходе которой директору ЗИЛа П.Д.Бородину были продемонстрированы эмблемы, выполненные заводскими умельцами в виде нагрудных знаков, ему ничего не оставалось, как подписать приказ. Произошло это 15 января 1972 года. Теперь эта дата считается официальным днем рождения логотипа "ЗИЛ".



Вариации на тему

С 1967 по 1978 год было изготовлено 145 автомобилей семейства ЗИЛ-114/117/117В. Из них 113 - собственно лимузинов ЗИЛ-114. Несмотря на высокое предназначение " главы семейства", на его базе было создано несколько любопытных модификаций, далеких от "государственной службы". И все же самыми знаменитыми и заметными стали мождели, занимавшие место в одном правительственном кортеже со своим "монументальным" предком.


ЗИЛ-114А.
Когда в ноябре 1972 года Леонид Ильич Брежнев перенес первый инсульт, стало ясно, что во всех поездках главу государства должна сопровождать машина, оборудованная для оказания экстренной медицинской помощи, но при этом внешне не выбивающаяся из общего стиля правительственного кортежа. Такой автомобиль решили создать на базе ЗИЛ-114. В 1974 году были изготовлены две машины. Внешне они представляли собой универсалы с надстройкой над крышей, увеличивающей высоту салона. Отделанный мягкой серой кожей роскошный салон был рассчитан на водителя, охранника, бригаду из трех врачей и одного лежачего пациента, для транспортировки которого машина компектовалась кожаными носилками.







ЗИЛ-114 киносъемочный.
Этот специальный автомобиль для кинооператоров, внешне напоминающий небольшой грузовичок с кабиной от правительственного лимузина, нечасто можно увидеть на улице. Он изготовлен на шасси ЗИЛ-114 на иностудии "Мосфильм" еще в начале 80-х годов, но эксплуатируется до сих пор. Плавный ход правительственных автомобилей прекрасно подходит для киносъемок "с движения", но правильно разместить камеру на обычном лимузине достаточно проблематично из-за закрытого салона. Когда списанные с основной работы правительственные машины иногда передавали киностудии, на них спереди и сзади монтировали специальные открытые платформы, позволяющие разместить оператора с камерой.









Схема автомобиля ЗИЛ-114




Технические характеристики ЗИЛ-114

Число мест 7     Масса:
Максимальная скорость 190 км/ч снаряженная 3085 кг
Разгон с места до 100 км/ч 13,5 с полная, в том числе: 3610 кг
Расход топлива при скорости 80 км/ч 19 л/100 км на переднюю ось 1685 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 40 м на заднюю ось 1925 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторные батареи 6СТ-54 Дорожные просветы:
Генератор Г-160 под передней осью 170 мм
Реле-регулятор РР-139 под задней осью 195 мм
Прерыватель-распределитель Р-116 Наименьший радиус поворота:
Стартер СТ-14В по оси следа внешнего переднего колеса 7,6 м
Свечи зажигания PAL 14L-7
Размер шин 9,35-15



Двигатель
ЗИЛ-114, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
восьмицилиндровый, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра: 108 мм
Ход поршня: 95 мм
Рабочий объем: 6959 куб.см.
Степень сжатия 9,50
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
  • Подвеска передняя: независимая, рычажная, бесшкворневая, торсионная, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: на двух продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка с зубчатым сектором, с встроенным гидравлическим усилителем, передаточное число 17,5
  • Тормоза: рабочий - дисковый с автоматической регулировкой зазора; привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на все колеса. Система снабжена одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
    стояночный - колодочный, на задние колеса, с механическим приводом от ножной педали
  • Коробка передач: гидравлический трансформатор, работающий совместно с двухступенчатой (с 1975 года - трехступенчатой) планетарной коробкой передач передач
  • Передаточные числа: двухступенчатая КПП: I - 1,72; II - 1,00; задний ход - 2,39
    трехступенчатая КПП: I - 2,02; II - 1,42; III - 1,0; задний ход - 1,42
  • Главная передача и ее передаточные числа: одинарная, гипоидная, передаточное число - 3,54
  • Карбюратор: К-254Б
  • Максимальная мощность: 300 л.с. при 4400 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 57,0 кгс.м при 2700-2900 об/мин