Автомобили эпохи СССР: ЗАЗ-968А


У советских граждан к "Запорожцу" особое отношение. Все в этой машине было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен сзади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах "бардачок" - туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, - на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!





И в то же время "Запорожца" любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первой собственной семейной машиной, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится.
Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности "Запорожцев" до сих пор слагают легенды - двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался "на коленке".
Что особенно важно, "запорожцы" обладали незаменимым свойством в России - высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости "Запорожцев" способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса машины). И только "Запорожец" из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда "Запорожец" все же застревал, вытолкнуть легкую машину не составляло особого труда силами экипажа.
Высокая жесткость двухдверного кузова "Запорожца" позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях "Запорожцы" числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех!
Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода "Коммунар". 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой. Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы.
В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант - ЗАЗ-968А "Запорожец". ОТ базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, "мягкой" панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.
Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри "Запорожец", несмотря на некоторые детали, унифицированные с "Жигулями", напоминал настоящую машину лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная "загрузка" - два человека.
Неопытного водителя в "Запорожце" могли удивить некоторые органы управления, которые благодаря заднемоторной схеме находились не на своих привычных местах. Так ручка "подсоса" спряталась....между передними сиденьями, а рычажок замка капота - за средней стойкой кузова.
Много справедливых нареканий вызывал у автомолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на "Запорожце" крайне неприятно. А жарким летом возникла другая проблема - из-за недостаточного охлаждения двигатель машины был склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос машины отказывался прокачивать топливо. Машина глохла в самый неподходящий момент и выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.
Но были у V-образного четырехцилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими - например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах.
Интересный момент - поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя "Запорожца" не был уравновешен, в его конструкцию, внутрь, ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.
Двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора - такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и "Запорожец" можно было быстрее услышать, чем увидеть.
Еще одна удивительная способность автомобиля - постоянно нарушающиеся углы установки колес, из-за чего "Запорожцы" постоянно колесили по дорогам "вразвалочку". Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих машинах.


Эмблема
Достопримечательность города Запорожье - плотина ДнепроГЭС, которая находится фактически прямо в центре города. Это массивное гидросооружение, построенное на волне энтузиазма первых советских пятилеток, являлось в СССР символом индустриальной эпохи и нашло отражение в эмблеме "Запорожца". В надкапотном пятиугольнике, над каскадом гидроэлектростанции, изображены стилизованные буквы ЗАЗ - Запорожский автомобильный завод. Фон эмблемы красный.




Схема автомобиля ЗАЗ-968A "Запорожец"




Технические характеристики ЗАЗ-966 "Запорожец"

Число мест 4     Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
Максимальная скорость 118 км/ч без нагрузки общий 840 кг
Расход топлива при скорости 80 км/ч 6,2 л/100 км с нагрузкой 4 человека общий: 1160 кг
Электрооборудование 12 V на переднюю ось 470 кг
Аккумуляторная батарея 6СТ-55 на заднюю ось 690 кг
Генератор Г-502А Дорожные просветы:
Реле-регулятор РР-310-Б под передней осью 203 мм
Стартер СТ-354 под задней осью 190 мм
Прерыватель-распределитель Р-114Б Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А-23 по колее переднего колеса 5,5 м
Размер шин 6,15-13 внешний - по наиболее выступающей части 5,9 м



Двигатель
МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
четырехцилиндровый, воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 66 мм
Литраж двигателя: 1,197 куб.см.
Степень сжатия 7,2
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Карбюратор К-127
Максимальная мощность: 41 л.с. при 4200-4400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 7,6 кНм при 2700-2900 об/мин
  • Подвеска передняя: независимая, рычажно-торсионная
  • Подвеска задняя: независимая, пружинная
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик, передаточное отношение 17
  • Тормоза: барабанный, на все колеса с раздельным гидравлическим
    приводом и автоматической регулировкой зазоров
  • Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на I, II, III и IV передачах
  • Передаточные числа: I - 3,80; II - 2,12; III - 1,409; IV - 0,964; задний ход - 4,156
  • Сцепление: однодисковое, сухое
  • Главная передача: одинарная со спиральными зубьями - 4,125