|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ЗАЗ-968А
У советских граждан к "Запорожцу" особое отношение. Все в этой машине было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен сзади,
а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах "бардачок" - туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две,
несмотря на два ряда сидений, - на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании
этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а
анекдот!
И в то же время "Запорожца" любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первой собственной семейной машиной, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять
не приходится.
Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности "Запорожцев" до сих пор слагают легенды -
двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался "на коленке".
Высокая жесткость двухдверного кузова "Запорожца" позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые
пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях "Запорожцы" числились в любимчиках у начинающих
автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех!
Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного
завода "Коммунар". 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более
современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и
измененной внешней светотехникой. Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало
производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы.
В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант - ЗАЗ-968А "Запорожец". ОТ базовой модели он
отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса,
с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, "мягкой" панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом.
В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно
модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал
производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.
Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой.
А вот внутри "Запорожец", несмотря на некоторые детали, унифицированные с "Жигулями", напоминал настоящую машину лишь отчасти. Для комфортного обитания
четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная "загрузка" -
два человека.
Неопытного водителя в "Запорожце" могли удивить некоторые органы управления, которые благодаря заднемоторной схеме находились не на своих
привычных местах. Так ручка "подсоса" спряталась....между передними сиденьями, а рычажок замка капота - за средней стойкой кузова.
Много справедливых нареканий вызывал у автомолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой,
в мороз, на "Запорожце" крайне неприятно. А жарким летом возникла другая проблема - из-за недостаточного охлаждения двигатель машины был склонен к
постоянному перегреву, и тогда бензонасос машины отказывался прокачивать топливо. Машина глохла в самый неподходящий момент и выручала
лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.
Но были у V-образного четырехцилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими - например, полнопоточный центробежный масляный
фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных
расходных материалах.
Интересный момент - поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя "Запорожца" не был уравновешен, в его конструкцию,
внутрь, ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном
направлении.
Двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора -
такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и "Запорожец" можно было быстрее услышать, чем увидеть.
Еще одна удивительная способность автомобиля - постоянно нарушающиеся углы установки колес, из-за чего "Запорожцы"
постоянно колесили по дорогам "вразвалочку". Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились
с повышенным износом шин на своих машинах.
Эмблема
Достопримечательность города Запорожье - плотина ДнепроГЭС, которая находится фактически прямо в центре города. Это массивное
гидросооружение, построенное на волне энтузиазма первых советских пятилеток, являлось в СССР символом индустриальной
эпохи и нашло отражение в эмблеме "Запорожца". В надкапотном пятиугольнике, над каскадом гидроэлектростанции, изображены
стилизованные буквы ЗАЗ - Запорожский автомобильный завод. Фон эмблемы красный.
Схема автомобиля ЗАЗ-968A "Запорожец"
Технические характеристики ЗАЗ-966 "Запорожец"
Число мест |
4 |
|
Вес автомобиля в снаряженном состоянии: |
Максимальная скорость |
118 км/ч |
без нагрузки общий |
840 кг |
Расход топлива при скорости 80 км/ч |
6,2 л/100 км |
с нагрузкой 4 человека общий: |
1160 кг |
Электрооборудование |
12 V |
на переднюю ось |
470 кг |
Аккумуляторная батарея |
6СТ-55 |
на заднюю ось |
690 кг |
Генератор |
Г-502А |
Дорожные просветы: |
Реле-регулятор |
РР-310-Б |
под передней осью |
203 мм |
Стартер |
СТ-354 |
под задней осью |
190 мм |
Прерыватель-распределитель |
Р-114Б |
Наименьший радиус поворота: |
Свечи зажигания |
А-23 |
по колее переднего колеса |
5,5 м |
Размер шин |
6,15-13 |
внешний - по наиболее выступающей части |
5,9 м |
Двигатель
МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения |
Диаметр цилиндра: |
76 мм |
Ход поршня: |
66 мм |
Литраж двигателя: |
1,197 куб.см. |
Степень сжатия |
7,2 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Карбюратор |
К-127 |
Максимальная мощность: |
41 л.с. при 4200-4400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: |
7,6 кНм при 2700-2900 об/мин |
- Подвеска передняя: независимая, рычажно-торсионная
- Подвеска задняя: независимая, пружинная
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик, передаточное отношение 17
- Тормоза: барабанный, на все колеса с раздельным гидравлическим
приводом и автоматической регулировкой зазоров
- Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на I, II, III и IV передачах
- Передаточные числа: I - 3,80; II - 2,12; III - 1,409; IV - 0,964; задний ход - 4,156
- Сцепление: однодисковое, сухое
- Главная передача: одинарная со спиральными зубьями - 4,125
|
|