|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ЗАЗ-966
На фоне "Волг" ГАЗ-21 и "Москвичей-407", заполонивших улицы советских городов в 60-е годы, горбатый "Запорожец" ЗАЗ-965
выглядел вполне достойно. А если принять во внимание доступность первого отечественного "народного автомобиля",
компенсировавшую все недостатки конструкции и обеспечившую ему высокий спрос, станет ясно, что острой необходимости
в создании принципиально новой модели у Запорожского автомобильного завода не было.
ЗАЗ-965 был запущен в серию 1 октября 1960 года. В это же время молодые и амбициозные сотрудники КБ завода "Коммунар" по собственной
инициативе начали разработку новой модели. Их можно понять: "горбатый" был для Запорожского автозавода "детищем"
Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) и Московского завода
малолитражных автомобилей (МЗМА), которые, в свою очередь, "воспитали как своего" итальянский FIAT-600.
Разумеется, хотелось создать собственную модель, "ни в чем не уступающую...".
При всех своих недостатках "горбатый" был, во-первых, небольшим и легким, а во-вторых, относительно дешевым автомобилем. Существовала такая негласная
установка: ЗАЗ должен стоить тысячу бутылок водки. Долгое время это соотношение идеально соблюдалось: "Запорожец" дорожал только вместе с водкой, за
что ему прощались все недостатки. Новый ЗАЗ-966 был значительно дороже предшественника, поэтому компенсировать свои изъяны ему практически нечем.
От "горбатого" к "ушастому"
В числе главных недостатков ЗАЗ-965 - тесный салон с высоким уровнем шума, "кукольный" багажник, склонность двигателя к перегреву и откровенно устаревшая
конструкция дверей, подвешенных на задних петлях. Инженеры, работавшие над новым автомобилем, выбрали трехобъемный кузов, что позволило увеличить
багажник и разместить пассажиров с большим комфортом.
На серийных ЗАЗ-966 решили отказаться от "крылатой" хромированной накладки, находящейся в пространстве между фарами. Эту накладку заменили
фальшрадиаторной решеткой. По замыслу дизайнеров, решетка должна была придать машине некую "статусность", показать, что "ушастый"
"Запорожец" - автомобиль более высокого класса, чем был на самом деле. Но в реальности это выглядело довольно комично, поэтому при
последующей модернизации машине вернули настоящее "лицо".
А вот знаменитые "уши" на новом "Запорожце" появились сразу, на первой же версии, и в ходе дальнейших поисков ни разу не исчезали.
Любопытно, что в период разработки ЗАЗ-966 специалисты НАМИ изучали американский заднемоторный Chevrolet Corvair именно с целью
перенять опыт воздушного охлаждения расположенного сзади двигателя. Однако Chevrolet Corvair обходился без каких бы то ни было боковых
воздухозаборников, а "Запорожец" от хронического перегрева не спасали даже "уши".
Двигатель и кузов новой модели готовили к производству параллельно, но 30-сильный мотор ЗАЗ-966 увидел свет намного раньше: им начали
оснащать модернизированную версию "горбатого" - ЗАЗ-965А. "Сверху" предложили повременить с обновленным "Запорожцем" и не выпускать на
внутренний рынок одноклассника-конкурента. Хотели подождать, пока спрос на "горбатого" начнет падать.
Радикальное изменение внешнего облика исходного прототипа привело к тому, что будущая микролитражка "второй серии" больше стала
напоминать распространенные автомобили-самоделки: в таких машинах узнаваемые элементы кузовов серийных автомобилей причудливым
образом сочетались с "эпоксидными" плодами буйной фантазии "самодельщиков". Практически ровный молдинг на торце капота этой версии
переходил в резкие изломы над фарами, отчего "мордашка" автомобиля приобрела откровенно свирепое выражение. Под фарами красовались
аляповатые подфарники, объединенные в один блок с поворотниками и хромированными накладками, заходящими на боковины кузова. Картину
"праздника в сельском клубе" завершала все та же хромированная накладка на "носу".
К счастью, поисковые проекты не были приняты к дальнейшему рассмотрению.Запущенный в серию автомобиль ЗАЗ-966 обладал вполне органичной
внешностью, обусловленной, с одной стороны, особенностями конструкции, а с другой - влиянием актуальных для того времени тенденций.
Этапы эволюции
Создавая новый автомобиль, запорожские конструкторы не ограничились внешними изменениями. Ревизии были подвергнута и механика.
Главным нововведением стала задняя подвеска с более совершенной кинематической схемой: вместо доставшихся в наследство еще от FIAT-600
диагональных рычагов и качающихся полуосей, на каждой из которых было по одному шарниру, появились продольные А-образные рычаги и полуоси с
двумя шарнирами (внешние - карданные, внутренние - типа "колокол"). Специально для ЗАЗ-966 была разработана и новая коробка передач, однако
комплектовать ею новые "Запорожцы" начали не сразу. Некоторое время ЗАЗ-966 сходили с конвейера лишь в переходном варианте - со старой КПП
и 30-сильным двигателем МеМЗ-966 рабочим объемом 887 см3. Эта компромиссная, "слабосильная" версия получила индекс "966В".
Она использовалась и при создании модификаций с ручным управлением для инвалидов.
Лишь год спустя было начато производство собственно ЗАЗ-966 с новыми 40-сильными двигателями МеМЗ-968 рабочим объемом 1198 см3 и новыми КПП.
За семь лет производства (в 1971 году появился обновленный ЗАЗ-968, еще год версии 966 и 968 выпускались параллельно) ЗАЗ-966 неоднократно подвергался мелкой
модернизации.
Так, еще в 1966 году на предсерийных машинах рычаг переключения передач представлял собой небольшую "ручку", располагавшуюся на торпедо
справа от панели приборов. В серийном варианте от этой "фишки", усложняющей конструкцию и делающей ее менее надежной, отказались.
Шильдик "запорожец", украшающий на предсерийных образцах передние крылья, перекочевал на правую по ходу движения сторону
крышки багажника, а его место заняли позаимствованные у 965-й модели повторители поворотов. Совсем недолго продержались в серии и горизонтальные
рассекатели в боковых воздухозаборниках.
До середины 1968 года новые "Запорожцы" имели по одному рабочему цилиндру на тормозах передних колес и оснащались рулем из белого
пластика с кольцевой кнопкой звукового сигнала, как на "горбатом". В 1969-м руль "почернел", а изначально двухсоставные бамперы стали
четырехсоставными: угловые клыки начали выпускать отдельными деталями.
В 1971 году бамперы стали трехсоставными, "потеряв" центральный стык.
До конца 1970 года небольшие фонари по краям передней декоративной решетки выполняли функции и подфарников, и основных передних
поворотников.
С 1971-го эти фонари стали только подфарниками, а на скругленных ребрах передних крыльев под фарами установили самостоятельные
оранжевые поворотники. При этом исчезли боковые повторители поворотов и шильдик на крышке багажника.
В 1971 году на "Запорожцах" с 40-сильным двигателем появились фонари заднего хода. У 30-сильной модификации сделанные под фонари
выштамповки были "глухими". Кстати, это единственный внешний признак, позволяющий со стороны отличить ЗАЗ-966 от ЗАЗ-966В. Кроме
того, модернизации подвергались резиновые уплотнители окон, дверные замки, обвка салона, барабаны тормозов задних колес, "уши" и
некоторые другие детали.
Неравноценная замена
С ноября 1966 по май 1969 года ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966 выпускались параллельно, поскольку спрос на "горбатого" не падал. По мнению специалистов,
ЗАЗ-965 можно было выпускать и дальше, однако Госплан СССР вынудил завод свернуть производство.
Сумел ли ЗАЗ-966 в полной мере заменить предшественника? И да, и нет.
С одной стороны, новый "Запорожец" во всех отношениях стал
больше похож на "полноценный" автомобиль: комфортный, мощный, с хорошими скоростными и динамическими показателями. При этом
практически не снизилась проходимость: семейство "Запорожцев" с 966-й по 968-ю версии превосходило в этом и "Москвичи", и всю
классическую линейку "Жигулей", и "Волгу" ГАЗ-24.
С другой стороны, у ЗАЗ-966 выросла цена. Если ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей, ЗАЗ-965А - 2200 рублей, то цена нового "Запорожца" сразу
поднялась до трех и более тысяч (в 1969 году ЗАЗ-966В стоил ровно 3000 рублей). Он оставался относительно доступной для "широких народных
масс" машиной, но уже не в той степени, как его предшественник. При этом человек, накопивший-таки на вожделенное транспортное средство и
выложивший за него немалую по тем временам сумму, получал "не совсем полноценный" автомобиль даже по сравнению с не очень комфортными и
качественными "Москвичами". По-прежнему грелся двигатель, плохо работала печка, в салоне (особенно на задних сиденьях) было не слишком
просторно. Если "скромному" и, главное, дешевому "горбатому" все недостатки прощались, то от "настоящего" ЗАЗ-966 ждали большего.
Схема автомобиля ЗАЗ-966 "Запорожец"
Технические характеристики ЗАЗ-966 "Запорожец"
Число мест |
4 |
|
Масса: |
Максимальная скорость |
120 км/ч |
снаряженная |
780 кг |
Расход топлива при скорости 80 км/ч |
6,2 л/100 км |
полная, в том числе: |
1080 кг |
Электрооборудование |
12 V |
на переднюю ось |
464 кг |
Аккумуляторная батарея |
6СТ-55 |
на заднюю ось |
616 кг |
Генератор |
Г-502А |
Дорожные просветы: |
Реле-регулятор |
РР310-Б |
под передней осью |
203 мм |
Стартер |
СТ-354 |
под задней осью |
190 мм |
Прерыватель-распределитель |
Р-114Б |
Наименьший радиус поворота: |
Свечи зажигания |
А-23 |
по оси следа внешнего переднего колеса |
5,5 м |
Размер шин |
5,20-13 |
наружный габаритный |
5,9 м |
Двигатель
МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, воздушного охлаждения |
Диаметр цилиндра: |
76 мм |
Ход поршня: |
66 мм |
Рабочий объем: |
1197 куб.см. |
Степень сжатия |
7,2 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
- Подвеска передняя: независимая, рычажно-торсионная
- Подвеска задняя: независимая, пружинная
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное число - 16,4
- Тормоза: рабочий - барабанный, привод гидравлический
стояночный - на задние колеса с механическим приводом
- Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
- Передаточные числа: I - 3,80; II - 2,12; III - 1,41; IV - 0,96; задний ход - 4,16
- Сцепление: однодисковое, сухое
- Главная передача: конические шестерни со спиральными зубьями, передаточное число - 4,125
- Карбюратор: К-125Б
- Максимальная мощность: 41 л.с. при 4400 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 7,6 кгс.м при 2900 об/мин
|
|