Автомобили эпохи СССР: ЗАЗ-965/965А


Первую партию автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец" завод "Коммунар" собрал 22 ноября 1960-го и до конца года выпустил около полутора тысяч "Запорожцев". Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1963 годы.
После модернизации, проведенной в ноябре 1962 года, машина получила новое наименование - ЗАЗ-965А "Запорожец" и выпускалась до мая 1969-го. Всего с конвейера сошло 322 106 экземпляров "Запорожцев" первого поколения.





Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник в мире к середине 50-х годов. Как это не покажется странным, но создать мини-автомобиль намного сложнее, чем большой. При проектировании небольшой машинки очень остро встают вопросы компоновки основных агрегатов (дефицит внутреннего пространства) и общей массы автомобиля (большие и тяжелые агрегаты использовать нельзя). Поэтому именно на малых автомобилях активно экспериментировали с компоновочными схемами и применяли самые разнообразные технические решения, что одновременно повышало интерес конструкторов к таким машинам и осложняло выбор наиболее прогрессивной конструкции.
При создании в нашей стране нескольких опытных и экспериментальных микроавтомобилей классическая компоновка для них была признана нерациональной, так как карданная передача ограничивала полезное пространство салона, увеличивала себестоимость и массу автомобиля. От переднего привода создатели отечественных микроавтомобилей тоже отказались почти сразу: он не обеспечивал необходимой проходимости, долговечности и технологичности. На Западе большая часть автомобилей этого класса строилась в те годы по заднемоторной компоновке, именно на ней и было решено остановиться, хотя в СССР никогда до этого заднемоторных легковых машин не выпускали.
На волне общего интереса к микроавтомобилям к подобной работе приступил и Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА), который начал работу над новой машиной, получившей наименование "Москович-444".
Поздний вариант "Москвича" стал прототипом для автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец". В ноябре 1958 года под выпуск нового микроавтомобиля решили перепрофилировать комбайновый завод "Коммунар" в городе Запорожье. А двигатели для "Запорожцев" должен был начать выпускать расположенный поблизости Мелитопольский моторный завод.
В конце 1958 года в конструкторское бюро МЗМА прибыла бригада инженеров с ЗАЗа, которая совместно с московскими конструкторами приступила к подготовке технической документации для серийного производства нового микролитражного автомобиля.
В апреле 1959 года всю работу над моделью ЗАЗ-965 полностью передали в Запорожье. Главным конструктором по новой машине ЗАЗ-965 "Запорожец" стал Ю.Н.Сорочкин. В то же время, с 1955 по 1959 годы, в НАМИ под руководством А.С.Айзенберга создавали четырех цилиндровые двигатели воздушного охлаждения: один с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров (рабочий объем 752 см3), второй более компактный, редкой конфигурации с V-образным расположением цилиндров (рабочий объем 746 см3). Поскольку момент сил инерции в V-образном двигателе оказался неуравновешенным, то в конструкцию этого мотора пришлось вводить вал с противовесами, вращающийся при работе в противоположную сторону коленчатому валу с тем же числом оборотов.
В результате для "запорожца" выбрали V-образный мотор НАМИ - в том числе и потому, что его производство можно было сделать многопрофильным: он подходил и для ЗАЗ-965, и для армейских транспортеров переднего края (ТПК). Этот мотор оказался более приспособленным к обслуживанию, чем его оппозитные конкуренты (включая двигатель МЗМА). Например, у него был значительно проще доступ к клапанному механизму для регулировки зазора - не мешали кожухи задних колес.
На машине новый двигатель объединили с коробкой передач, главной передачей и дифференциалом в единый силовой агрегат (при этом полностью отсутствовала карданная передача), что позволило очень компактно его разместить в корме, высвободив остальное пространство кузова для размещения пассажиров и их багажа.
Кузов у "Запорожца" несущий, двухдверный. Минимальное количество дверей значительно повышает жесткость небольшого кузова. Кроме того, двухдверная конструкция позволила сделать имеющиеся двери широкими, что особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями, так как 20% запорожских автомобилей с самого начала планировалось оснащать ручным управлением для инвалидов. С этой же целью на первом "Запорожце" двери навесили на задних петлях, а не на передних. Такая конструкция, хоть и считалась уже устаревшей, так как неплотно закрытая дверь могла самопроизвольно распахнуться на ходу от набегающего потока воздуха, способствовала более удобному входу-выходу из машины. В передней части кузова находилось багажное отделение, топливный бак (30 л), запасное колесо и аккумуляторная батарея. Дополнительный небольшой багажник предусмотрен также за задним сиденьем.
"Запорожец-965" с самого начала был хорошо принят потребителем. Горожане быстро оценили его маневренность, экономичность, высокую прочность кузова. Независимая подвеска всех колес обеспечивала автомобилю хорошую устойчивость и управляемость на дороге. Кроме того, малая масса силового агрегата, простота и разборная конструкция (съемные цилиндры) позволяли отремонтировать автомобиль практически в чистом поле. Пользовались уважением "Запорожцы" и в сельской местности, отчасти из-за своих вездеходных способностей. Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, небольшим свесам кузова, независимой подвеске всех колес, постоянной загрузке (не менее 60% от общей массы) ведущих колес и сравнительно широкой колее. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить достаточно легкую (650 кг) машину из плена.
Однако малый объем багажника (0,1 м3), плохая динамика разгона, высокий уровень шума двигателя, двери с задними петлями, тесный салон вызывали справедливые нарекания потребителей. Справедливости ради следует отметить, что нередко (особенно на машинах первого выпуска) торсионы передней подвески теряли упругость, а в жуткую погоду двигатель на машине сильно перегревался.



"Три плюс два" (реж. Г.Оганисян, 1962 год)

Трое неразлучных друзей - ученый-физик Степан, ветеринар Роман и дипломат Вадим - отправляются на автомобиле отдыхать дикарями на берег Черного моря. Покой сугубо мужской компании нарушает неугомонный "Запорожец", привезший к месту отдыха троицы артистку цирка Зою и киноактрису Наташу. Девушки хороши собой и аргументировано доказывают, что именно они из года в год отдыхают здесь. Начинается нешуточная война, в которой одним из самых основательных "залпов" стало знаменитое: "А это что у вас? Консервная банка системы "Запорожец"?" Впрочем, в финале все приходят к полному взаимопониманию.





Схема автомобиля ЗАЗ-965А "Запорожец"




Технические характеристики ЗАЗ-965А "Запорожец"

Число мест 4     Масса:
Максимальная скорость 90 км/ч снаряженная 650 кг
Расход топлива при скорости 40 км/ч 5,5 л/100 км полная, в том числе: 950 кг
Электрооборудование 12 V на переднюю ось 380 кг
Аккумуляторная батарея 6СТ-42 на заднюю ось 570 кг
Генератор Г-114 Дорожные просветы:
Реле-регулятор РР-109 под передней осью 175 мм
Стартер СТ-351 под задней осью 200 мм
Прерыватель-распределитель Р-35В Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А-6УС по колее переднего наружного колеса 5,0 м
Размер шин 5,20-13 по наиболее выступающей части 5,2 м



Двигатель
МеМЗ-966, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
четырехцилиндровый, воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра: 72 мм
Ход поршня: 54,5 мм
Литраж двигателя: 887 куб.см.
Степень сжатия 6,5
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
  • Подвеска передняя: независимая, торсионная, шкворневая, амортизаторы гидравлические телескопические
  • Подвеска задняя: независимая, пружинная, рычажная, амортизаторы гидравлические телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное отношение 17,0
  • Тормоза: рабочий - барабанный на всех колесах, привод гидравлический
    стояночный - на задние колеса с механическим приводом
  • Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на II, III и IV передачах
  • Передаточные числа: I - 3,73; II - 2,29; III - 1,39; IV - 0,897; задний ход - 4,76
  • Сцепление: однодисковое, сухое
  • Главная передача и ее передаточные числа: 4,63 (37 и 8 зубьев)
  • Карбюратор: К-123
  • Максимальная мощность: 27 л.с. при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 5,3 кгс.м при 2400-2600 об/мин