|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-А
Первенца Горьковского автозавода ГАЗ-А вряд ли можно назвать символом эпохи, как "эмку", в нем нет революционных конструкторских идей, как в "Победе", он не стал "родным" для целого поколения автолюбителей, как "Волга". И все-таки ГАЗ-А - машина легендарная: это был первый массовый легковой автомобиль, освоенный отечественной промышленностью.
Выбор прототипа для отечественной легковушки был обусловлен двумя факторами: во-первых, производство надо было максимально удешевить и унифицировать по деталям с грузовой машиной; во-вторых, легковую модель планировали использовать не только как служебный транспорт, но и как армейский автомобиль - командирский и связной. В результате остановились на простом и дешевом пятиместном фаэтоне.
Конструкция автомобиля не блистала смелыми инженерными решениями. При этом семейство "А" являлось последней разработкой Ford Motor Company, и назвать архитектуру Ford архаичной тоже было нельзя.
Все узлы и агрегаты крепились к штампованной клепаной раме трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения.
Мотор был типичным для тех лет: рядный, четрыехцилиндровый, нижнеклапанный. Чугунный блок цилиндров отливался вместе с верхней половиной картера двигателя. а нижняя половина была стальной, штампованной. Из чугуна делали и головку блока.
Бензин из бака, расположенного над колениями водителя и переднего пассажира, за торпедо, самотеком поступал в лишенный воздушного фильтра карбюратор. Контролировать количество бензина в баке было просто: водитель наблюдал через специальное прозрачное окошко в приборном щитке за положением поплавка.
Смазка поршневой группы осуществлялась разбрызгиванием. При этом конструкция двигателя не предусматривала ни бензонасоса, ни масляного фильтра.
Устройство клапанов не позволяло проводить их регулировку, поэтому в случае необходимости зазор увеличивали или уменьшали, подтачивая или слегка обковывая окончания стержней.
Кузов из штампованных деталей вряд ли можно назвать образцом художественного конструирования: моторный отсек с открывающимися боковинами-"книжками", бесхитростный салон, никакого багажника.
Четыре двери были подвешены на передних петлях, как у современных автомобилей.
Лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками: эта "опция" была востребована не столько в летнюю жару, сколько, наоборот, в морозы, когда заиндевевшая от дыхания пассажиров "лобовуха" препятствовала обзору. На случай непогоды брезентовый верх можно было дополнить боковинами, тоже сделанными из брезента, с небольшими окошками, а вот система отопления отсутствовала.
Два сплошных дивана позволяли водителю и трем пассажирам разместиться в "лодке" салона относительно комфортно.
Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а "таблетку" педали газа легко можно было перепутать с вмонтированной чуть правее и ниже опорой для правой ноги водителя. Неудивительно, что описание процедуры запуска двигателя занимало в заводской инструкции полторы страницы.
"Трактористы" (реж. И.Пырьев, 1939 год)
Молодой танкист Клим Ярко, демобилизовавшись из Красной армии, едет на Украину к Марьяне Бажан, бригадиру женской тракторной бригады. Клим увидел фото Марьяны в газете "Правда" и влюбился без памяти. Марьяна, чтобы отпугнуть надоедливых женихов, объявила себя невестой Назара Думы - озорного непутевого парня. Узнав, что у Марьяны есть жених, Клим решает уйти в другой колхоз, но председатель Кирилл Петрович догоняет его на своем ГАЗ-А и привозит обратно. В конце концов, все разъясняется: Клим любит Марьяну, она его, и дело кончается свадьбой.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля ГАЗ-А
Технические характеристики ГАЗ-А
- Число мест - 4
- Максимальная скорость - 95 км/ч
- Разгон с места до 80 км/ч - 38 сек
- Расход топлива при скорости 70 км/ч - 13,5 - 15 л / 100 км
- Электрооборудование - 6 V
- Размер шин - 5,50-19
Масса:
- снаряженная - 1080 кг
- полная - 1430 кг
на переднюю ось - 610 кг
на заднюю ось - 820 кг
Дорожные просветы:
- под передней осью - 265 мм
- под задней осью - 220 (205) мм
Наименьший радиус поворота:
- по оси внешнего переднего колеса - 5,5 м
Двигатель:
- ГАЗ-А, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный, водяного охлаждения
- диаметр цилиндра - 98,43 мм
- ход поршня - 107,95 мм
- рабочий объем - 3285 см3
- степень сжатия - 4,2
- порядок работы цилиндров двигателя - 1-2-4-3
- рулевой механизм - глобоидальный червяк, передаточное число 13
- подвески - зависимые, с продольными листовыми рессорами; амортизаторы гидравлические, коловратного типа
- тормоза:
ножной - колодочный, с механическим приводом, действует на все колеса
ручной - ленточный, с механическим приводом, действует на все колеса
- коробка передач - механическая, двухходовая с тремя передачами вперед и одной назад
- сцепление - однодисковое, сухое
- передаточные числа: I - 3,12; II - 1,87; III - 1,00; задний ход - 3,74
- главная передача - конические шестерни со спиральными зубьями; передаточное число - 3,77 (3,78)
- карбюратор - Форд-Зенит
- максимальная мощность - 40 л.с. при 2200 об/мин
- максимальный крутящий момент - 15,5 кгс.м
|
|