Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-А



Первенца Горьковского автозавода ГАЗ-А вряд ли можно назвать символом эпохи, как "эмку", в нем нет революционных конструкторских идей, как в "Победе", он не стал "родным" для целого поколения автолюбителей, как "Волга". И все-таки ГАЗ-А - машина легендарная: это был первый массовый легковой автомобиль, освоенный отечественной промышленностью.





Выбор прототипа для отечественной легковушки был обусловлен двумя факторами: во-первых, производство надо было максимально удешевить и унифицировать по деталям с грузовой машиной; во-вторых, легковую модель планировали использовать не только как служебный транспорт, но и как армейский автомобиль - командирский и связной. В результате остановились на простом и дешевом пятиместном фаэтоне.
Конструкция автомобиля не блистала смелыми инженерными решениями. При этом семейство "А" являлось последней разработкой Ford Motor Company, и назвать архитектуру Ford архаичной тоже было нельзя.
Все узлы и агрегаты крепились к штампованной клепаной раме трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения.
Мотор был типичным для тех лет: рядный, четрыехцилиндровый, нижнеклапанный. Чугунный блок цилиндров отливался вместе с верхней половиной картера двигателя. а нижняя половина была стальной, штампованной. Из чугуна делали и головку блока.
Бензин из бака, расположенного над колениями водителя и переднего пассажира, за торпедо, самотеком поступал в лишенный воздушного фильтра карбюратор. Контролировать количество бензина в баке было просто: водитель наблюдал через специальное прозрачное окошко в приборном щитке за положением поплавка.
Смазка поршневой группы осуществлялась разбрызгиванием. При этом конструкция двигателя не предусматривала ни бензонасоса, ни масляного фильтра.
Устройство клапанов не позволяло проводить их регулировку, поэтому в случае необходимости зазор увеличивали или уменьшали, подтачивая или слегка обковывая окончания стержней.
Кузов из штампованных деталей вряд ли можно назвать образцом художественного конструирования: моторный отсек с открывающимися боковинами-"книжками", бесхитростный салон, никакого багажника.
Четыре двери были подвешены на передних петлях, как у современных автомобилей.
Лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками: эта "опция" была востребована не столько в летнюю жару, сколько, наоборот, в морозы, когда заиндевевшая от дыхания пассажиров "лобовуха" препятствовала обзору. На случай непогоды брезентовый верх можно было дополнить боковинами, тоже сделанными из брезента, с небольшими окошками, а вот система отопления отсутствовала.
Два сплошных дивана позволяли водителю и трем пассажирам разместиться в "лодке" салона относительно комфортно.
Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а "таблетку" педали газа легко можно было перепутать с вмонтированной чуть правее и ниже опорой для правой ноги водителя. Неудивительно, что описание процедуры запуска двигателя занимало в заводской инструкции полторы страницы.



"Трактористы" (реж. И.Пырьев, 1939 год)

Молодой танкист Клим Ярко, демобилизовавшись из Красной армии, едет на Украину к Марьяне Бажан, бригадиру женской тракторной бригады. Клим увидел фото Марьяны в газете "Правда" и влюбился без памяти. Марьяна, чтобы отпугнуть надоедливых женихов, объявила себя невестой Назара Думы - озорного непутевого парня. Узнав, что у Марьяны есть жених, Клим решает уйти в другой колхоз, но председатель Кирилл Петрович догоняет его на своем ГАЗ-А и привозит обратно. В конце концов, все разъясняется: Клим любит Марьяну, она его, и дело кончается свадьбой.







СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Салон ГАЗ-А выглядит достаточно аскетично: руль, педали, рычаги, приборы - все только самое необходимое
На ГАЗ-А четыре педали? Самая правая - это подставка под пятку водителя для удобства работы с педалью газа. Но была и педаль, которая располагалась чуть выше - это ножная кнопка включения стартера
Четырехспицевый руль сегодня уже можно назвать старинным. Рычажки в центре "баранки" и по бокам помогали водителю отрегулировать зажигание и положение дроссельной заслонки карбюратора прямо на ходу. В центре руля располагался переключатель света


Особая гордость - собственная эмблема с советской символикой
Горловина бензобака на непривычном месте - перед ветровым стеклом
Боковые стекла-ветровики часто бились поэтому их и сегодня можно увидеть далеко не на каждом ГАЗ-А


Хромированные фары на легковых автомобилях 30-х годов - особый шик




Приборный щиток: слева - замок зажигания, вверху в центре - поплавок, показывающий уровень топлива в баке, внизу - спидометр, справа - амперметр



Кожаный диван в открытой машине - не роскошь, а необходимость. Только кожа могла относительно долго выдерживать атмосферные осадки и постоянные перепады температуры
Каркас тента изнутри выглядел незатейливо
Кронштейн с фиксирующим ремнем использовался для закрепления тента и его каркаса в свернутом состоянии


Запасное колесо крепилось сзади. О багажнике в то время еще никто не задумывался


Единственный дворник с вакуумным приводом
В непогоду боковые проемы кузова можно было закрыть вставками с целлулоидными окнами
Единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом


На ГАЗ-А стоял типичный для тех лет четырехцилиндровый нижнеклапанный мотор
Распределитель зажигания
Электростартер


Карбюратор с восходящим потоком воздушной смеси


ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ


Схема автомобиля ГАЗ-А




Технические характеристики ГАЗ-А
  • Число мест - 4
  • Максимальная скорость - 95 км/ч
  • Разгон с места до 80 км/ч - 38 сек
  • Расход топлива при скорости 70 км/ч - 13,5 - 15 л / 100 км
  • Электрооборудование - 6 V
  • Размер шин - 5,50-19

Масса:
  • снаряженная - 1080 кг
  • полная - 1430 кг
    на переднюю ось - 610 кг
    на заднюю ось - 820 кг

Дорожные просветы:
  • под передней осью - 265 мм
  • под задней осью - 220 (205) мм

Наименьший радиус поворота:
  • по оси внешнего переднего колеса - 5,5 м

Двигатель:
  • ГАЗ-А, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный, водяного охлаждения
  • диаметр цилиндра - 98,43 мм
  • ход поршня - 107,95 мм
  • рабочий объем - 3285 см3
  • степень сжатия - 4,2
  • порядок работы цилиндров двигателя - 1-2-4-3

  • рулевой механизм - глобоидальный червяк, передаточное число 13
  • подвески - зависимые, с продольными листовыми рессорами; амортизаторы гидравлические, коловратного типа
  • тормоза:
    ножной - колодочный, с механическим приводом, действует на все колеса
    ручной - ленточный, с механическим приводом, действует на все колеса
  • коробка передач - механическая, двухходовая с тремя передачами вперед и одной назад
  • сцепление - однодисковое, сухое
  • передаточные числа: I - 3,12; II - 1,87; III - 1,00; задний ход - 3,74
  • главная передача - конические шестерни со спиральными зубьями; передаточное число - 3,77 (3,78)
  • карбюратор - Форд-Зенит
  • максимальная мощность - 40 л.с. при 2200 об/мин
  • максимальный крутящий момент - 15,5 кгс.м