|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-3102 "Волга"
Первые ходовые прототипы с индексом "3101" появились в середине 70-х. Работа над семейством ГАЗ-3101 шла неспешно до тех пор, пока в 1977 году не появилась новая "Чайка" ГАЗ-14. Интрига заключалась в следующем: ГАЗ-14, по сравнению со своим предшественником ГАЗ-13, потяжелел, увеличился в размерах и стал выглядеть более солидно, что приблизило его к правительственным ЗИЛам. Соответственно, поднялась и планка, определяющая статус чиновника, которому новая "Чайка" была положена в качестве служебного автомобиля. А на чем же ездить ответственным работникам рангом пониже? ГАЗ-24 к тому времени стал слишком распространенным (он широко использовался в качестве такси и милицеского автомобиля), а значит, напрочь лишенным статусности.
Чиновникам "средней и полутяжелой весовой категории" нужен был свой, знаковый автомобиль - солиднее ГАЗ-24, но проще ГАЗ-14. Эту нишу и предстояло занять новой "Волге", которую впоследствии прозвали "министерской" или "директорской" машиной.
Примерно к этому же периоду относится и корректировка цифрового индекса новой "Волги". Замена "единицы" на "двойку" (ГАЗ-3102) означала очередной отказ от V-образных двигателей в качестве базовых в пользу рядных четырехцилиндровых. Причиной такого "поворота", помимо сугубо технических проблем, стали мировые топливные кризисы: на модернизированную "Волгу" огромные надежды возлагал Автоэкспорт СССР, а прожорливый автомобиль оказался бы неконкурентоспособным на западных рынках.
Альтернативным силовым агрегатом стал модернизированный движок ЗМЗ-402 (ЗМЗ-24Д), который ставили на ГАЗ-24. Правда, модернизирован он был настолько, что эту версию (ЗМЗ-4022.10) по праву можно считать одним из самых интересных, хотя и не слишком удачных, отечественных двигателей. Речь идет об использовании редкой системы - форкамерно-факельного зажигания, которое обеспечивалось совершенно новой головкой блока цилиндров и новым карбюратором.
Суть в следующем: основная камера сгорания каждого цилиндра имеет небольшую дополнительную "предкамеру" (форкамеру). В трехкамерном карбюраторе одновременно готовится два вида рабочей смеси - обогащенная и обедненная. Небольшое количество обогащенной смеси подается в форкамеру, а обедненная заполняет основную камеру сгорания. Свечой зажигания воспламеняется смесь в форкамере, а затем мощный "факел" воспламеняет обедненную смесь в цилиндре. И основная камера сгорания, и "предкамера" оснащаются отдельными впускными клапанами. Такая система позволяет, с одной стороны, увеличить КПД двигателя, а с другой - сократить расход топлива и снизить токсичность выхлопа благодаря использованию обедненной смеси.
Сам принцип не являлся революционным. Работы по созданию форкамерно-факельного мотора с переменным успехом велись на ГАЗе с 50-х годов. Серийному производству препятствовали технические недоработки, практически сводившие на нет преимущества конструкции. Решить все проблемы удалось после ознакомления горьковских инженеров с форкамерно-факельным мотором серийной машины Honda Civic CVCC 1975 года. Это дало возможность запланировать базовую модель нового семейства именно с таким двигателем и начать подготовку к производству ГАЗ-3102 с 1982 года.
В конечном счете, форкамерно-факельный двигатель ЗМЗ-4022.10 оправдал возлагавшиеся на него надежды. По сравнению с взятым за основу ЗМЗ-24Д, мощность возросла на 10 л.с., а расход топлива сократился с 10,5 до 8,5 л на 100 км. Хотя новая "Волга" оказалась на полцентнера тяжелее старой, до 100 км/ч она разгонялась почти на четыре секунды быстрее.
Но у этого мотора оказалось много эксплуатационных недостатков, в том числе склонность к перегреву. Работа с системой форкамерно-факельного зажигания, сверхточные настройки и ювелирная регулировка эксклюзивного трехкамерного карбюратора К-156 требовали от водителей и механиков сноровки, опыта и квалификации, а кроме того, времени и соответствующих технических средств. Вскоре движок ГАЗ-3102 приобрел у ремонтников отвратительную репутацию.
В 1996 году выпуск форкамерно-факельного мотора был полностью прекращен.
С 1994 года часть автомобилей семейства ГАЗ-31 оснащали новым детищем Заволжского моторного завода ЗМЗ-4062.10 с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием (КМСУД) и гидрокомпенсаторами клапанов. Правда, в ту пору двигатель ЗМЗ-4062.10 был еще недостаточно надежным. Зато другие нововведения 1994 года - разработанная с нуля пятиступенчатая коробка передач, задний мост с неразъемным картером ("неразрезной"), бензобак, "вытеснивший" запасное колесо из-под пола багажника к его стенке, - зарекомендовали себя наилучшим образом и в дальнейшем сохранились на всех "прямых потомках" ГАЗ-3102.
"Любовь с привилегиями" (реж. В.Кучинский, 1989 год)
Бывший высокопоставленный чиновник и партийный функционер Константин Гаврилович Кожемякин приезжает на отдых в элитный южный санаторий. На вокзале его встречает шофер Ирина - симпатичная молодая женщина. На "министерской" черной "Волге" ГАЗ-3102 она доставляет Кожемякина в санаторий. Неожиданно для обоих начинается бурный курортный роман.
Кожемякин женится на Ирине, она приезжает в Моску и попадает в совершенно иной мир: закрытые магазины, государственные дачи, спецбуфеты... Отца Ирины репрессировали и расстреляли в начале 50-х. Пытаясь выяснить обстоятельства ареста отца, она узнает, что одним из тех, кто подписал ему смертный приговор, был ее нынешний муж.
Ирина не принимает ни объяснений, ни оправданий и уходит от Кожемякина.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
|
|
|
В начале 80-х годов оформление салона ГАЗ-3102 считалось роскошным: мягкая полиуретановая приборная панель плюс вставки "под дерево" |
Приборы круглой формы снабжались специальными притивобликовыми конусными стеклами, что выглядело весьма необычно |
На модификации ГАЗ-31013 устанавливалась автоматическая коробка передач от "Чайки", поэтому педалей всего две |
|
|
|
|
ГАЗ-3102 были первыми "Волгами", на которых появились прмоугольные фары |
Очищать фары от налипшей грязи должны были мощные форсунки, установленные на бампере. Форсунки плохо справлялись с этой задачей, поэтому данная опция не пользовалась популярностью у водителей |
На машине с АКП селектор управления "маскировался" под обычнфй рычаг управления механической коробкой передач. Естественно, алгоритм его работы не совпадал со схемой на ручке рычага управления |
|
|
|
|
Утопленные ручки дверей на "Волгах" впервые появились именно на ГАЗ-3102 |
По сравнению с небольшими фонарями ГАЗ-24, задние фонари ГАЗ-3102 казались огромными и на первых порах привлекали внимание |
Две выхлопные трубы (от двух выпускных систем на V-образном моторе) - единственное хорошо заметное внешнее отличие модификации ГАЗ-31013 от стандартного ГАЗ-3102 |
|
|
|
|
Для улучшения устойчивости и управляемости утяжеленный передок машины обязательно уравновешивался балластом в багажнике, в данном случае - ящиком с песком. На фото хорошо виден установленный за задним сиденьем бензобак |
Крышка бензобака ГАЗ-3102, выпускавшегося в советское время, располагалась в верхней части крыла |
Корпус воздушного фильтра |
|
|
|
|
Насос гидроусилителя руля |
Генератор электрооборудования автомобиля |
Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем |
|
|
|
|
|
Восьмицилиндровый V-образный двигатель от "Чайки" удачно вписался в подкапотное пространство "Волги" |
|
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля ГАЗ-3102 "Волга"
Технические характеристики ГАЗ-3102 "Волга" (комплектация 1982 года)
Число мест |
5 |
|
Масса: |
Максимальная скорость |
152 км/ч |
снаряженная |
1470 кг |
Разгон до 100 км/ч |
16,2 с |
полная, в том числе: |
1870 кг |
Тормозной путь со скорости 80 км/ч |
44 м |
на переднюю ось |
890 кг |
Расход топлива при скорости 80 км/ч |
8,5 л/100 км |
на заднюю ось |
980 кг |
Электрооборудование |
12 V |
|
|
Аккумуляторная батарея: |
6СТ-60ЭМ |
Дорожный просвет: |
Генератор |
Г-225 со встроенным выпрямителем |
наименьший |
156 мм |
Регулятор напряжения: |
13.3702 |
|
|
Стартер |
СТ-230Б |
Наименьший радиус поворота: |
Прерыватель-распределитель |
Р-141 |
по оси следа внешнего переднего колеса |
5,9 м |
Свечи зажигания |
А-14Д |
наружный габаритный |
6,2 м |
Размер шин |
205/70 R14 |
|
|
Двигатель
ЗМЗ-4022.10, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, с форкамерно-факельным зажиганием |
Диаметр цилиндра: |
92 мм |
Ход поршня: |
92 мм |
Рабочий объем: |
2445 куб.см. |
Степень сжатия |
8,0 |
Порядок работы цилиндров |
1-2-4-3 |
- Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические, телескопические
- Подвеска задняя: на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное число 19,1
- Тормоза: рабочий - передние тормозные механизмы - дисковые, задние - барабанные; привод гидравлический, раздельный, с вакуумным усилителем; задний тормоз имеет регулятор давления
стояночный - на задние колеса с механическим приводом
- Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
- Передаточные числа: I - 3,5; II - 2,26; III - 1,45; IV - 1,00; задний ход - 3,54
- Карбюратор: К-156
- Максимальная мощность: 105 л.с.при 4750 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 18,5 кгс.м при 2500-3000 об/мин
|
|