Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-3102 "Волга"


Первые ходовые прототипы с индексом "3101" появились в середине 70-х. Работа над семейством ГАЗ-3101 шла неспешно до тех пор, пока в 1977 году не появилась новая "Чайка" ГАЗ-14. Интрига заключалась в следующем: ГАЗ-14, по сравнению со своим предшественником ГАЗ-13, потяжелел, увеличился в размерах и стал выглядеть более солидно, что приблизило его к правительственным ЗИЛам. Соответственно, поднялась и планка, определяющая статус чиновника, которому новая "Чайка" была положена в качестве служебного автомобиля. А на чем же ездить ответственным работникам рангом пониже? ГАЗ-24 к тому времени стал слишком распространенным (он широко использовался в качестве такси и милицеского автомобиля), а значит, напрочь лишенным статусности.
Чиновникам "средней и полутяжелой весовой категории" нужен был свой, знаковый автомобиль - солиднее ГАЗ-24, но проще ГАЗ-14. Эту нишу и предстояло занять новой "Волге", которую впоследствии прозвали "министерской" или "директорской" машиной.
Примерно к этому же периоду относится и корректировка цифрового индекса новой "Волги". Замена "единицы" на "двойку" (ГАЗ-3102) означала очередной отказ от V-образных двигателей в качестве базовых в пользу рядных четырехцилиндровых. Причиной такого "поворота", помимо сугубо технических проблем, стали мировые топливные кризисы: на модернизированную "Волгу" огромные надежды возлагал Автоэкспорт СССР, а прожорливый автомобиль оказался бы неконкурентоспособным на западных рынках.
Альтернативным силовым агрегатом стал модернизированный движок ЗМЗ-402 (ЗМЗ-24Д), который ставили на ГАЗ-24. Правда, модернизирован он был настолько, что эту версию (ЗМЗ-4022.10) по праву можно считать одним из самых интересных, хотя и не слишком удачных, отечественных двигателей. Речь идет об использовании редкой системы - форкамерно-факельного зажигания, которое обеспечивалось совершенно новой головкой блока цилиндров и новым карбюратором.
Суть в следующем: основная камера сгорания каждого цилиндра имеет небольшую дополнительную "предкамеру" (форкамеру). В трехкамерном карбюраторе одновременно готовится два вида рабочей смеси - обогащенная и обедненная. Небольшое количество обогащенной смеси подается в форкамеру, а обедненная заполняет основную камеру сгорания. Свечой зажигания воспламеняется смесь в форкамере, а затем мощный "факел" воспламеняет обедненную смесь в цилиндре. И основная камера сгорания, и "предкамера" оснащаются отдельными впускными клапанами. Такая система позволяет, с одной стороны, увеличить КПД двигателя, а с другой - сократить расход топлива и снизить токсичность выхлопа благодаря использованию обедненной смеси.
Сам принцип не являлся революционным. Работы по созданию форкамерно-факельного мотора с переменным успехом велись на ГАЗе с 50-х годов. Серийному производству препятствовали технические недоработки, практически сводившие на нет преимущества конструкции. Решить все проблемы удалось после ознакомления горьковских инженеров с форкамерно-факельным мотором серийной машины Honda Civic CVCC 1975 года. Это дало возможность запланировать базовую модель нового семейства именно с таким двигателем и начать подготовку к производству ГАЗ-3102 с 1982 года.
В конечном счете, форкамерно-факельный двигатель ЗМЗ-4022.10 оправдал возлагавшиеся на него надежды. По сравнению с взятым за основу ЗМЗ-24Д, мощность возросла на 10 л.с., а расход топлива сократился с 10,5 до 8,5 л на 100 км. Хотя новая "Волга" оказалась на полцентнера тяжелее старой, до 100 км/ч она разгонялась почти на четыре секунды быстрее.
Но у этого мотора оказалось много эксплуатационных недостатков, в том числе склонность к перегреву. Работа с системой форкамерно-факельного зажигания, сверхточные настройки и ювелирная регулировка эксклюзивного трехкамерного карбюратора К-156 требовали от водителей и механиков сноровки, опыта и квалификации, а кроме того, времени и соответствующих технических средств. Вскоре движок ГАЗ-3102 приобрел у ремонтников отвратительную репутацию.
В 1996 году выпуск форкамерно-факельного мотора был полностью прекращен.
С 1994 года часть автомобилей семейства ГАЗ-31 оснащали новым детищем Заволжского моторного завода ЗМЗ-4062.10 с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием (КМСУД) и гидрокомпенсаторами клапанов. Правда, в ту пору двигатель ЗМЗ-4062.10 был еще недостаточно надежным. Зато другие нововведения 1994 года - разработанная с нуля пятиступенчатая коробка передач, задний мост с неразъемным картером ("неразрезной"), бензобак, "вытеснивший" запасное колесо из-под пола багажника к его стенке, - зарекомендовали себя наилучшим образом и в дальнейшем сохранились на всех "прямых потомках" ГАЗ-3102.



"Любовь с привилегиями" (реж. В.Кучинский, 1989 год)


Бывший высокопоставленный чиновник и партийный функционер Константин Гаврилович Кожемякин приезжает на отдых в элитный южный санаторий. На вокзале его встречает шофер Ирина - симпатичная молодая женщина. На "министерской" черной "Волге" ГАЗ-3102 она доставляет Кожемякина в санаторий. Неожиданно для обоих начинается бурный курортный роман.
Кожемякин женится на Ирине, она приезжает в Моску и попадает в совершенно иной мир: закрытые магазины, государственные дачи, спецбуфеты... Отца Ирины репрессировали и расстреляли в начале 50-х. Пытаясь выяснить обстоятельства ареста отца, она узнает, что одним из тех, кто подписал ему смертный приговор, был ее нынешний муж.
Ирина не принимает ни объяснений, ни оправданий и уходит от Кожемякина.





СНАРУЖИ И ВНУТРИ

В начале 80-х годов оформление салона ГАЗ-3102 считалось роскошным: мягкая полиуретановая приборная панель плюс вставки "под дерево"
Приборы круглой формы снабжались специальными притивобликовыми конусными стеклами, что выглядело весьма необычно
На модификации ГАЗ-31013 устанавливалась автоматическая коробка передач от "Чайки", поэтому педалей всего две


ГАЗ-3102 были первыми "Волгами", на которых появились прмоугольные фары
Очищать фары от налипшей грязи должны были мощные форсунки, установленные на бампере. Форсунки плохо справлялись с этой задачей, поэтому данная опция не пользовалась популярностью у водителей
На машине с АКП селектор управления "маскировался" под обычнфй рычаг управления механической коробкой передач. Естественно, алгоритм его работы не совпадал со схемой на ручке рычага управления


Утопленные ручки дверей на "Волгах" впервые появились именно на ГАЗ-3102
По сравнению с небольшими фонарями ГАЗ-24, задние фонари ГАЗ-3102 казались огромными и на первых порах привлекали внимание
Две выхлопные трубы (от двух выпускных систем на V-образном моторе) - единственное хорошо заметное внешнее отличие модификации ГАЗ-31013 от стандартного ГАЗ-3102


Для улучшения устойчивости и управляемости утяжеленный передок машины обязательно уравновешивался балластом в багажнике, в данном случае - ящиком с песком. На фото хорошо виден установленный за задним сиденьем бензобак
Крышка бензобака ГАЗ-3102, выпускавшегося в советское время, располагалась в верхней части крыла
Корпус воздушного фильтра


Насос гидроусилителя руля
Генератор электрооборудования автомобиля
Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем


Восьмицилиндровый V-образный двигатель от "Чайки" удачно вписался в подкапотное пространство "Волги"


ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ


Схема автомобиля ГАЗ-3102 "Волга"




Технические характеристики ГАЗ-3102 "Волга" (комплектация 1982 года)

Число мест 5     Масса:
Максимальная скорость 152 км/ч снаряженная 1470 кг
Разгон до 100 км/ч 16,2 с полная, в том числе: 1870 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 44 м на переднюю ось 890 кг
Расход топлива при скорости 80 км/ч 8,5 л/100 км на заднюю ось 980 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея: 6СТ-60ЭМ Дорожный просвет:
Генератор Г-225
со встроенным выпрямителем
наименьший 156 мм
Регулятор напряжения: 13.3702
Стартер СТ-230Б Наименьший радиус поворота:
Прерыватель-распределитель Р-141 по оси следа внешнего переднего колеса 5,9 м
Свечи зажигания А-14Д наружный габаритный 6,2 м
Размер шин 205/70 R14



Двигатель
ЗМЗ-4022.10, рядный, карбюраторный, четырехтактный,
четырехцилиндровый, верхнеклапанный, с форкамерно-факельным зажиганием
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Рабочий объем: 2445 куб.см.
Степень сжатия 8,0
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное число 19,1
  • Тормоза: рабочий - передние тормозные механизмы - дисковые, задние - барабанные; привод гидравлический, раздельный, с вакуумным усилителем; задний тормоз имеет регулятор давления
    стояночный - на задние колеса с механическим приводом
  • Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
  • Передаточные числа: I - 3,5; II - 2,26; III - 1,45; IV - 1,00; задний ход - 3,54
  • Карбюратор: К-156
  • Максимальная мощность: 105 л.с.при 4750 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 18,5 кгс.м при 2500-3000 об/мин