Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-24 Волга


"Волга" в советское время была настоящим барометром амбиций и статуса владельца. Верхом престижа и респектабельности считались машины черного цвета. Они принадлежали людям, достигшим высокого положения в обществе.







Мировая автомобильная промышленность на рубеже 50-60-х годов, благодаря прогрессу в химии и электронике, сделала большой скачок вперед. Появились новые технические решения, машины стали более скоростными и комфортабельными. Кардинальные изменения претерпела и автомобильная мода - округлые, выпуклые поверхности ушли в прошлое, легковые автомобили стали низкими, с преобладанием прямых стремительных линий и острых граней. На этом фоне ГАЗ-21 "Волга" выглядела основательно устаревшей, поэтому, начиная с 1961 года, на горьковском автозаводе начались работы над новой "Волгой", получившей индекс ГАЗ-24.
Перед конструкторами стояла задача: создать машину того же класса, что и ГАЗ-21, сохранив ее высокие эксплуатационные показатели (проходимость, надежность, приспособленность к трудным дорогам и низким температурам), но повысить максимальную скорость и динамику разгона, снизить вес и улучшить топливную экономичность.
Многие из этих требований противоречат друг другу. Поэтому машину прорабатывали очень тщательно, ей старались придать оригинальный внешний вид, хоть и не без влияния американского и европейского автопрома. Автомобиль у дизайнеров Леонида Циколенко и Николая Киреева, получился строгим, с небольшим количеством декоративных деталей, одновременно привлекательным внешне и, самое главное, безошибочно узнаваемым - это "Волга"!
Новая "Волга" стала на 13 сантиметров ниже, чем ГАЗ-21, на 7,5 сантиметров короче, а салон, наоборот, стал просторнее благодаря уменьшению толщины дверей и применению гнутых боковых стекол. Увеличение базы на 10 сантиметров позволило увеличить расстояние между рядами сидений, значительно добавив комфорта задним пассажирам. Из новинок оборудования кузова можно также отметить специальный вентилятор для обдува заднего стекла - обогревающий нитей в задних стеклах автомобилей тогда еще не применяли. Интересная и новая по тем временам система вентиляции кузова, которая осуществлялась через перфорированную обивку потолка и специальные воздухоотводы на задних стойках кузова (именно они прикрыты хромированными накладками).
В новом кузове применялось много пластмассовых деталей, что в те годы также было новшеством. Их количество, по сравнению с ГАЗ-21, возросло многократно (всего более 350). Так, из пластмассы сделали кожухи системы отопления, вентилятор системы охлаждения двигателя, прокладки между листами задних рессор, корпуса задних фонарей и многие другие детали, которые ранее изготовлялись исключительно из металла.

Новую машину проектировали под установку сразу четырех различных моторов. Прежде всего, подразумевалась стандартная верхнеклапанная "четверка" объемом 2,5 литра. Конструкторы намеревались заменить ее в дальнейшем на абсолютно новую V-образную "шестерку". Второй вариант двигателя - V-образная "восьмерка", как на "Чайке": эти мощные машины предназначались для спецслужб в качестве автомобилей преследования. В отдаленной перспективе предусматривалось разработать еще четырехцилиндровый дизель. Любой из этих моторов вставал в моторный отсек ГАЗ-24 с минимум переделок, что позволило впоследствии действительно комплектовать "Волги" различными двигателями.
Коробка передач на новую "Волгу" ставилась четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода и напольным расположением рычага КП (у ГАЗ-21 рычаг располагался на руле). Примененный удлинитель на коробке передач позволил отказаться на ГАЗ-24 от промежуточного карданного вала. Но самое главное, что радовало эксплуатационников и будущих владельцев, на новом автомобиле сократилось количество точек смазки: с тридцати до девяти!
Новая "Волга" выгодно отличалась гидровакуумным усилителем тормозов, действующим от разряжения во впускном коллекторе двигателя, и впервые примененным в практике отечественного автомобилестроения раздельным приводом тормозов на передние и задние тормоза. Позже, в конце 70-х годов, такая конструкция будет обязательной для всех автомобилей в СССР, включая автобусы и грузовики, но первой стала именно двадцать четвертая "Волга".
Опытные образцы ГАЗ-24 были готовы в 1966 году. По результатам испытаний Государственная комиссия дала положительную оценку новому автомобилю, и с 1968 года началось мелкосерийное производство новой "Волги". В 1970 году производство ГАЗ-24 перевели на главный сборочный конвейер.

МОДЕРНИЗАЦИЯ
С 1972 года из-за низкой надежности пришлось отказаться от электромуфты в приводе вентилятора системы охлаждения двигателя. С 1974 года машину стали комплектовать замком руля, совмещенным с замком зажигания, и двухцветными габаритными стояночными огнями на задних стойках машины. С января 1975 года все машины обрели модернизированную панель приборов, у которой оригинальный, но очень капризный ленточный спидометр уступил место стрелочному. В этом же году внедрили закрытую систему охлаждения двигателя с расширительным бачком, рассчитанную на работу с антифризом (до этого в системе применяли обычную воду, которую при морозах необходимо было сливать). Чуть позже в "Волге" появилась аварийная система световой сигнализации ("аварийка"), травмобезопасная рулевая колонка и "клыки" на бампере.

"ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК"
Наибольшим доверием у советских таксистов традиционно пользовались "Волги". Что вполне объяснимо, ведь автомобилю в таксопарке приходится нелегко!
В больших городах такси за смену проходит порядка 400 километров. Каждые несколько секунд водитель тормозит или нажимает педаль сцепления, переключает передачи или поворачивает. И это в любую погоду, днем и ночью. В Москве за год автомобиль такси проходил более 115 тысяч километров. Такую напряженную эксплуатацию выдержит далеко не всякий автомобиль, а "Волга" выдерживала!
Неслучайно как только завод в 1970 году освоил серийный выпуск новой "Волги", значительную часть в его производственной программе сразу заняла модификация такси - ГАЗ-24-01. От базового автомобиля таксомотор отличался, прежде всего, дефорсированным двигателем (80 л.с.), предназначенным для работы на более дешевом бензине А-76, и комплектацией салона: обивка сидений из комзаменителей, зеленый фонарик у ветрового стекла, таксометр-счетчик пробега и стоимости поездки. С 1978 года на крыше таксомоторов стал устанавливаться специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета, а окраску изменили со светло-салатового на лимонно-желтый.

МАШИНА ЛЕГЕНДЫ
Мастерством легенды мирового футбола, советского вратаря Льва Яшина, восхищался весь мир. СМИ разных стран называли его "Черной пантерой" за удивительную гибкость, подвижность и всегда черную вратарскую форму; "Черным осьминогом" - за умение поймать самый, казалось бы, безнадежно-голевой мяч.
В 1963 году Лев Яшин играл за сборную команду мира в матче, посвященном столетию футбола, на стадионе "Уэмбли" в Лондоне. В этом же году он, единственный вратарь, получил приз лучшего футболиста Европы "Золотой мяч". Всего за время, проведенное на футбольном поле, Яшин отразил примерно 150 пенальти - намного больше, чем любой другой вратарь в мире.
Великий голкипер был к тому же заядлым автолюбителем, владельцем двадцать четвертой "Волги". Яшин купил ее в 1976 году. На машине сохранены оригинальные номера (см. фото).

ЦЕНЫ
Появившаяся в 1970 году двадцать четвертая "Волга" стоила 9 100 рублей - при средней официальной месячной зарплате в 130 рублей! В свободную продажу новая "Волга" поступала в очень ограниченных количествах, купить ее можно было только по специальным разрешениям или на валютные сертификаты после работы за границей. Неудивительно, что стоимость автомобиля на "черном рынке" обычно превышала номинальную в два-три раза. При этом "Волги" все равно находили хозяев, настолько было велико желание обладать современной и престижной машиной


Схема автомобиля ГАЗ-24 "Волга"




Технические характеристики ГАЗ-24 "Волга" (образца 1970 года)

Число мест 5-6     Масса:
Максимальная скорость 145 км/ч снаряженная 1420 кг
Время разгона до 100 км/ч 22 с полная, в том числе: 1820 кг
Расход топлива при скорости 30-50 км/ч 8 л/100 км на переднюю ось 870 кг
Электрооборудование 12 V на заднюю ось 950 кг
Аккумуляторная батарея: 6СТ-60
Генератор Г-250-Н1 Дорожные просветы:
Реле-регулятор: РР-350 под передней осью 190 мм
Стартер СТ-230-Б под задней осью 174 мм
Прерыватель-распределитель Р-119-Б Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А17В по колее переднего наружного колеса 5,6 м
Размер шин 7,35 - 14 внешний - по наиболее выступающей части 6 м



Двигатель: 24Д, карбюраторный, четырехтактный,
четырехцилиндровый, рядный, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Литраж двигателя: 2445 куб.см.
Степень сжатия 8,2
Число клапанов 8
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Карбюратор К-126Г
Максимальная мощность: 98 л.с. при 4500 об/мин
Максимальный крутящий момент: 19,2 кгс.м при 2200 - 2400 об/мин
Подвеска передняя: независимя, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
Рулевой механизм: глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное отношение - 19,1
Тормоза: рабочий - барабанный с автоматической регулировкой, с гидравлическим раздельным приводом, усилитель гидровакуумный; стояночный - на задние колеса с механическим приводом
Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Передаточные числа: I - 3,5; II - 2,26; III - 1,45; IV - 1,00 задний ход - 3,54
Сцепление: однодисковое, сухое
Главная передача: одинарная, гипоидная с передаточным числом - 4,1