Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-М22 универсал "Волга"



Слово "универсал" тогда еще было новым. В СССР универсальными считались анальгин, автомат Калашникова, зубной порошок и оберточная бумага - то, что на все случаи. На долю же легкового автомобиля таких случаев могло выпасть три: перевезти с комфортом пассажиров, доставить груз либо совместить первое и второе.


Анонсирован первый прототип ГАЗ-22 был в августе 1960 года. Его кузов получил силовую структуру задней части, длинную крышу, оригинальные задние двери и стекла, складывающуюся спинку заднего сиденья, багажный отсек. Масса кузова возросла на 100 кг, номинальная грузоподъемность - на 75 кг. Вся эта нагрузка, естественно, ложилась на рессоры задней подвески и шины. Поэтому рессорные листы универсала имели повышенную жесткость по сравнению с ГАЗ-21.
Универсал мог перевозить 5 человек (вместе с водителем) и 175 кг груза в заднем отсеке, а при сложенной спинке заднего сиденья - двух человек и 400 кг.
По разным данным, было собрано до пяти машин для опытной эксплуатации на ГАЗе и предприятиях Горького. Машины были сделаны в деталировке выпускаемой тогда второй серии ГАЗ-21 - с соответствующей решеткой радиатора, оленями на капотах, фонарями и подфарниками в тяжелых окладах, массивными клыкастыми бамперами. Для того, чтобы борт грузового отсека мог свободно откидываться, клыки заднего бампера были уменьшены по высоте. Таких клыков было изготовлено в два раза больше, чем экспериментальных ГАЗ-2, но все равно в наше время их уже не найти.
Параллельно с универсалом ГАЗ разработал еще две рабочие версии - машину скорой медицинской помощи 22Б и цельнометаллический фургон 22А грузоподъемностью полтонны. Первая должна была восполнить транспортный вакуум, образовавшийся в сфере здравоохранения после снятия с производства в 1960 году санитарной ЗИМ ГАЗ-12Б. Вторая - предназначалась для тех самых "малых партий". Всю эту линейку летом 1961 года выставили на ВДНХ.
ГАЗ-22 в народе упорно называли "универсал ГАЗ-21". Так было понятнее тем более, приобрести "двадцать вторую" рядовому человеку в СССР не представлялось возможным. Обычная "Волга" (ГАЗ-21) - и та являлась пределом мечтаний, а универсал как идеальная семейная машина был мечтой даже за пределом государственной границы. Дело в том, что дополнительные потребительские свойства ГАЗ-22 - грузоподъемность и объем багажного отсека - давали бы простому советскому человеку возможности дополнительного заработка: обогащению от дачного участка, сверлильного станка, извоза и прочей индивидуальной трудовой деятельности. ПУстить такую машину в оборот торговли - значило пробить брешь в государственном устройстве. Путем несложного открывания задней двустворчатой двери универсал тут же превращался бы из личной машины в частную собственность, в средство производства. Частной собственности в действующей с 1936 года конституции СССР предусмотрено не было. Потому ГАЗ-22 и не являлся товаром народного потребления, его не продавали и не регистрировали на частных лиц.
Приобретение ГАЗ-22 было доверено гражданам только в начале 70-х, после снятия модели с производства и ее тотального вымещения из гаражей госучреждений (аналогичным образом отходили в частные руки и кареты скорой помощи).
Одно из немногих исключений было сделано для народного артиста Юрия Владимировича Никулина. В написанном им союзному правительству письме была доходчиво обоснована необходимость приобретения "Волги-универсала" для перевозки реквизита советского, а не какого-нибудь частного цирка. Неизвестно, в каком году было получено разрешение, но уже вво время съемок в фильме "Андрей Рублев" (1965-1966 годы) у Юрия Владимирович действительно появился черный красавец-универсал.


"Шофер на один рейс" (реж. В.Зобин, 1981 год)


В фильме "Шофер на один рейс" ГАЗ-22 получает самую значимую и осмысленную кинороль в своей истории. Знатной колхознице необходимо купить в Москве машину. В ее представлении - "Жигули" или "Москвич". Ее случайный попутчик настаивает: "Волгу" надо покупать, "двадцать первую-универсал". Пройдет, где хочешь, нагрузишь - сколько хочешь. Грузовик!".
Готовый слоган для памятника автомобилю! То есть и через 20 лет с момента начала производства и 10 лет после снятия ГАЗ-22, купленный по случаю его списания с автобазы, считался в СССР лучшей альтернативой сразу всем отечественным машинам.






СНАРУЖИ И ВНУТРИ

На переднем диване легко могли поместиться трое взрослых, но ОРУД-ГАИ пресекали такие попытки
Педальный узел идентичен ГАЗ-21 третьей серии: уже нет педали насоса централизованной смазки, зато появилась "лягушка" насоса омывателя лобового стекла
Знаменитый спидометр с прозрачной "сферой"




Серийный ГАЗ-22 выпускались в деталировке третьей серии "Волги" - с так называемой облицовкой "китовый ус" и "узкими" бамперами...
...а также с задними фонарями без тяжелого металлического оклада
Так выглядит блок управления "климат-контролем". Пусть не столь эффективно дует, зато эффективно смотрится


Часть ГАЗ-22 не оборудовалась радиоприемников. Его масто занимала специальная пластмассовая вставка - редкая по нынешним временам деталь
Выключатель внутрисалонного освещения расположен на правой - пассажирской - стойке
Характерная для всех "Волг" того поколения выштамповка "росчерк молнии" на задних дверях


Запасное колесо и ниша для инструмента находились под ровным полом грузового отсека
Складная спинка заднего сиденья фиксировалась к борту резиновыми запорами
Самая характерная деталь в оформлении ГАЗ-22 - ручка нижнего борта с плафоном освещения номерного знака


Откинутая вниз нижняя створка задней двери могла служить площадкой для перевозки длинномеров или же походным столиком на привале


Все электроразъемы фар, поворотников и сигналов вынесены на передний щит
Моторный отсек ГАЗ-22 идентичен ГАЗ-21 третьей серии
Электромотор вентилятора печки вынесен из салона в моторный отсек - хоть он и редко вызывал нареканий, но обслуживать его удобнее именно под капотом


Интенсивность обдува радиатора изменялась створками жалюзи
На всех ГАЗ-21/22 устанавливался генератор постоянного тока
"Кастрюля" воздушного фильтра. В ней - фильтрующий элемент из капроновой лекски и 300 мл отработанного масла в качестве пылеулавливателя


ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ


Схема автомобиля ГАЗ-22 "Волга"




Технические характеристики ГАЗ-22 "Волга"           Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
Число мест 5 без нагрузки общий 1560 кг
Максимальная скорость 120 км/ч на переднюю ось 730 кг
Время разгона до 100 км/ч 34 сек на заднюю ось 830 кг
Паспортный расход топлива 11-13,5 л/100 км
Электрооборудование 12 V Дорожные просветы:
Аккумуляторная батарея:. 6СТ-55-ЭМ под передней осью 200 мм
Генератор Г-12 под задней осью 190 мм
Реле-регулятор РР-24
Стартер СТ21 Наименьший радиус поворота:
Прерыватель-распределитель РЗ-Б по колее переднего наружного колеса 6,3 м
Свечи зажигания А14У
Размер шин 7,10-15
Объем топливного бака 60 л



Двигатель
ГАЗ-21А, карбюраторный, четырехтактный,
четырехицилиндровый, рядный, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Литраж двигателя: 2445 куб.см.
Степень сжатия 6,6
Число клапанов: 8
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3/td>
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Подвеска задняя: зависимаяна, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
  • Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738
  • Карбюратор:К-22И, с 1960 года - К-105
  • Максимальная мощность: 70 л.с.при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 167 Нм при 2200 об/мин