Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-21Р "Волга" (третья серия)

Третий выпуск "Волги" первого поколения продержался на конвейере Горьковского автозавода с апреля 1962 по июль 1970 года. За это время было построено 468 036 автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22 всех модификаций. После модернизации 1965 года число модификаций только на базе седана достигло девяти.



В рамках "программы модернизации" было сделано следующее. Семидесяти лошадиных сил базового мотора для полуторатонного седана (и уж тем более для раздобревшей грузопассажирской версии) явно не хватало. У одного из основных западных конкурентов "Волги" - Volvo-120 1962 года - соотношение мощности и массы составляло 0,0812 л.с./кг; у "двадцать первого" этот показатель был почти в два раза ниже - 0,0479 л.с./кг. Это означало, что даже форсированный 80-сильный двигатель, которым оснащались экспортные версии "Волги", не обеспечивал необходимой динамики и скорости.
За счет применения поршней новой конструкции без изменения обоих вариантов головки блока удалось повысить степень сжатия с 6,6 до 6,7 (в форсированной версии - с 7,15 до 7,65) и добиться прироста мощности в 5 л.с. (до 75 и 85 л.с. соответственно). Для изготовления поршней и усиления поршневых пальцев начали использовать более жаростойкий материал. Кроме того, изменения подверглись кулачки распредвала и впускные каналы. В системе питания появился фильтр тонкой очистки топлива. Новая открытая система вентиляции картера предотвращала смолообразование во всасывающей системе. В результате динамика улучшилась, правда незначительно: до 100 км/ч обновленная "Волга" разгонялась на 2-3 секунды быстрее своей предшественницы. Прироста паспортной максимальной скорости (со 132 до 135 км/ч) удалось достичь лишь на экспортных модификациях. Расход топлива при этом не изменился.
В трансмиссии вместо рычажных использовали гидравлические телескопические амортизаторы, что потребовало изменения конструкции верхних рычагов передней подвески. Для увеличения регулировочного запаса угля развала передних колес в крепление верхних рычагов была введена эксцентриковая втулка.
Обновился и салон. Передний диван сделали более удобным, появился новый раскладной механизм, образованное сиденьями "спальное место" стало заметно ровнее. В обивке салона нашли применение новые синтетические материалы.
Потолок начали обивать не ворсистой тканью, а практичным повинолом, не боящимся "влажной уборки"; матерчатые вставки на внутренних панелях дверей уступили место кожзаменителю, а молдингам на дверных картах добавили причудливых изломов.
Рукоятка "вытяжного" ручного тормоза, расположенная под приборной панелью, приобрела более эргономичную Г-образную форму. Новая декоративная накладка появилась на кнопке звукового сигнала, а серебристую фигурку горьковского оленя на бежевом фоне обрамило широкое рельефное кольцо с белым блеском.
Рейстайлинг экстерьера проводился под руководством его автора, художника-конструктора Льва Еремеева. Несколькими легкими штрихами Еремееву с коллегами удалось, сохранив самобытный стиль "двадцать первой", придать "Волге" третьего выпуска более современный и динамичный облик.
С капота исчезли "олень" и центральный молдинг, изменилась форма эмблемы. Автомобиль получил новую облицовку радиатора - "китовый ус" (37 узких вертикальных планок в раме), новые подфарники, заходящие на боковины крыльев, новые задние фонари, бамперы новой формы - без сложных кривых "в плане", без клыков, с крашеной в цвет кузова нижней половиной. Новая декоративная ручка крышки багажника стала стилизована под один из горьковских анималистических тотемов - чайку. На обращенной вверх части передних и задних крыльев появились тонкие хромированные вставки-молдинги (на моделях с улучшенной отделкой), дверные молдинги стали хромированными (а не алюминиевыми).
В таком виде "двадцать первая" и ее "младший братец" универсал ГАЗ-22, предназначенный для отправки на экспорт, продержались на конвейере восемь лет.
В 1965 году "Волга" была в очередной (и последний) раз модернизирована. Причем изменения были как "пустяковыми" (например, увеличилась длина щеток стеклоочистителя, упростились рисунок обивки и конфигурация молдингов дверных карт), так и "затрагивающими основы": двигатель оснастили новым карбюратором К-124, лонжероны в месте крепления рулевого механизма усилили, а места шариковых подшипников в ступицах передних колес заняли роликовые. Кроме того, была усовершенствована система отопления салона.
"Двадцать первая", наконец-то, избавилась от литеры "М" в заводском индексе (имени Молотова Горьковский автозавод лишился еще в 1957 году) и стала официально именоваться просто ГАЗ-21 - с литерой, указывающей на модификацию.
Последний экземпляр "двадцать первой" - ГАЗ-21УС антрацитового цвета - сошел с конвейера Горьковского автозавода 15 июля 1970 года.
Для частных лиц цена самых дешевых модификаций третьего выпуска - "21Л" и "21Р" - составляла 5,5 тысяч рублей. Самая дорогая модификация - "21С" (форсированный вариант с улучшенной отделкой) - стоила на тысячу дороже.


СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Салон автомобилей "Волга" третьей серии практически не изменился.
Редкая модификация ГАЗ-23 с двигателем V8 и автоматической коробкой передач от "Чайка"
Сверху на рулевой колонке - селектор автоматической коробки передач.


Штатное зеркало заднего вида в хромированном корпусе.
Решетка радиатора с множеством перемычек ("Китовый ус") - самая заметная отличительная деталь машин третьей серии.
На всех автомобилях "Волга" ГАЗ-21 и ее модификациях стояли такие хромированные колпаки-блюдца.


Знаменитый спидометр с прозрачной "сферой" из цветного пластика
Динамик громкоговорителя располагался прямо над приемником.
Еще одна характерная деталь "Волги" третьей серии - задний фонарь обновленной формы со встроенным катафотом.


Хромированный молдинг-киль над задним крылом устанавливался только на моделях с улучшенной отделкой.
Изящная "птичка" на крышке багажника - лампа подсветки номерного знака.
Вертикально расположенное запасное колесо не занимало много места в багажнике.


Бамперы новой формы и задние фонари без хромированного оклада зрительно "разгрузили" корму автомобиля.


Вентилятор отопления кузова.
На клапанной крышке двигателя буквы "ЗМЗ" (Заволжский момторный завод) и гордая надпись "Сделано в СССР".
Генератор установлен над блоком двигателя.


Восьмицилиндровому V-образному двигателю от "Чайки" было тесновато в моторном отсеке "Волги".




ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ


Схема автомобиля ГАЗ-21Р "Волга"




Технические характеристики ГАЗ-21Р "Волга"           Масса, кг
Число мест 5 снаряженная 1460
Максимальная скорость 130 км/ч полная, в том числе: 1885
Расход топлива при скорости 90 км/ч 11,0 - 13,5 л./100 км на переднюю ось 905
Разгон до 100 км/ч 32 с на заднюю ось 980
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТЭ-54ЭМ Наименьший дорожный просвет 190 мм
Генератор Г-12Б
Реле-регулятор РР-24 Наименьший радиус поворота
по колее переднего наружного колеса
6,3 м
Стартер СТ-20Б
Прерыватель-распределитель Р-23Б
Свечи зажигания А14У (М16У)
Размер шин 6,70 - 15



Двигатель
ЗМЗ-21А, рядный, карбюраторный, четырехтактный,
четырехцилиндровый, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 92
Рабочий объем, куб.см. 2445
Степень сжатия 6,7
Порядок работы цилиндров 1-2-3-4
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двойным роликом
  • Тормоза: рабочие - передние и задние барабанные, привод гидравлический
    стояночный - колодочный, на карданный вал, привод механический
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
  • Карбюратор: К-124
  • Максимальная мощность: 75 л.с. при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 17 кгс.м при 2200 об/мин