|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-21И "Волга"
Первый в мире космонавт Юрий Гагарин был удостоин "Волги" - 70-сильной ("21И"), черной, улучшенной комплектации. О такой мечтали миллионы советских граждан. Машина - подарок за выполненный полет, награда за подвиг. Она была выпущена в 1960 году и еще год ждала своего звездного хозяина.
Переход с первого выпуска на второй осуществлялся по мере поступления новых деталей. Кроме облицовки, видоизменились передний бампер, подфарники и, косметически, плафон освещения заднего номерного знака. С начала 1959 года "Волга" стала комплектоваться новой панелью приборов, добавились омыватель стекла, задняя пепельница и поручни на диване. Привод замка капота был перенесен на левую сторону.
Экспортные модификации получили замкнутый по периметрам лобового и заднего стекол хромированный оклад.
В 1960 году "Волга" обрела более совершенный карбюратор, а с 1961-го подвеску с телескопическими амортизаторами вместо рычажных.
Олень, символ города Горький, впервые появился на эмблеме "ЗИМа" в 1949 году. На "Волге" олень появился уже на стадии проектирования в виде маскота - трехмерной литой накапотной фигуры. Олени на первых прототипах машины выглядели весьма натуралистично, но в серию пошли более символичные скульптуры с общими узнаваемыми и лаконичными чертами.
По легенде, в разработке законченной формы оленя, помимо дизайнеров Арямова, Долматовского и Еремеева, принимала участие знаменитый скульптур Вера Мухина - автор "Рабочего и Колхозницы". С оленем выпускались первые два выпуски "Волги". На автомобили-такси вместо фигурки устанавливались скромные маскоты каплевидной формы.
"Берегись автомобиля"
Главная "Волга" в самом главном фильме про "Волгу", конечно же, машина Семицветова ("бежевая, цвет неброский") - третья в череде угнанных Юрием Деточкиным у жуликов и деляг. На момент съемок - это самая свежая модификация, "21Р" образца 1965 года.
Но четвертая машина, которая, как мы знаем, переполнила чашу любви и терпения следователя Подберезовикова, - "Волга" второго выпуска "21И". Именно за ней гнался по Москве троллейбус, и именно ее номерной знак "49-49 мот" стал знаковым для настоящих фанатов "М-21".
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
|
|
|
Олень - символ города, завода и эмблема всех его легковых моделей |
Лючок воздухопритока вентиляции и отопления салона |
Дверные ручки - одна из немногих позиций деталировки, продержавшихся без изменений все 14 лет выпуска |
|
|
Хромированная решетка отличала улучшенные комплектации от базовых |
|
|
|
|
Задние фонари второго выпуска получили светоотражатели |
Часы, в отличие от радиоприемника, устанавливались абсолютно на все "Волги", включая даже такси и бюджетные версии служебных машин |
Клыки на бамперах присутствовали на первых двух выпусках М-21 |
|
|
|
|
Новый для второго выпуска радиоприемник с фронтальным динамиком. На первых моделях динамик располагался на верхней плоскости приборной панели |
До 1962 года опорами для раскладываемого переднего дивана служили вот такие хромированные ножки. На поздних моделях спинка дивана фиксировалась фасонными болтами |
Только с 1959 года "Волги" стали оснащаться второй пепельницей и поручнями для задних пассажиров |
|
|
|
|
Солнцезащитные козырьки из прозрачного пластика |
До марта 1959 года двигатели для "Волг" выпускал сам ГАЗ, и те превосходили по надежности аналогичные моторы Заволжского моторного завода (ЗМЗ) |
Блок "ползунков" управления вентиляцией и отоплением салона. Над ним - кнопка ручного насоса омывателя лобового стекла. До 1959 года стекло на "Волге" не омывалось вовсе, а с 1961 насос омывателя стал ножным. |
|
|
У каждого выпуска М-21 был свой оригинальный плафон освещения номерного знака |
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля "Волга" ГАЗ-21И
Технические характеристики "Волга" ГАЗ-21И |
|
Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг |
Число мест |
5 |
без нагрузки общий |
1460 |
Максимальная скорость |
130 км/ч |
с нагрузкой 5 человек общий |
1860 |
Время разгона до 100 км/ч |
34 сек |
на переднюю ось |
730 |
Паспортный расход топлива |
11-13,5 л / 100 км |
на заднюю ось |
730 |
Электрооборудование |
12 V |
|
|
Аккумуляторная батарея |
6-СТ-54-ЭМ |
Дорожные просветы, мм |
Генератор |
Г-12 |
под передней осью |
200 |
Реле-регулятор |
РР24 |
под задней осью |
190 |
Стартер |
СТ21 |
|
|
Прерыватель-распределитель |
Р3-Б |
Наименьший радиус поворота, м |
Свечи зажигания |
А14У |
по колее переднего наружного колеса |
6,3 |
Размер шин |
6,70 - 15 |
|
|
Объем топливного бака |
60 л |
|
|
Двигатель
ГАЗ-21А, четырехтактный, четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра, мм |
92 |
Ход поршня, мм |
92 |
Рабочий объем, куб.см. |
2445 |
Степень сжатия |
6,6 |
Число клапанов |
8 |
Порядок работы цилиндров |
1-2-4-3 |
- Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
- Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
- Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
- Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
- Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
- Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
- Карбюратор: К-22И, с 1960 года - К-105
- Максимальная мощность: 70 л.с. при 4000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 167 Нм при 2200 об/мин
|
|