Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-21И "Волга"

Первый в мире космонавт Юрий Гагарин был удостоин "Волги" - 70-сильной ("21И"), черной, улучшенной комплектации. О такой мечтали миллионы советских граждан. Машина - подарок за выполненный полет, награда за подвиг. Она была выпущена в 1960 году и еще год ждала своего звездного хозяина.
Переход с первого выпуска на второй осуществлялся по мере поступления новых деталей. Кроме облицовки, видоизменились передний бампер, подфарники и, косметически, плафон освещения заднего номерного знака. С начала 1959 года "Волга" стала комплектоваться новой панелью приборов, добавились омыватель стекла, задняя пепельница и поручни на диване. Привод замка капота был перенесен на левую сторону.
Экспортные модификации получили замкнутый по периметрам лобового и заднего стекол хромированный оклад.
В 1960 году "Волга" обрела более совершенный карбюратор, а с 1961-го подвеску с телескопическими амортизаторами вместо рычажных.







Олень, символ города Горький, впервые появился на эмблеме "ЗИМа" в 1949 году. На "Волге" олень появился уже на стадии проектирования в виде маскота - трехмерной литой накапотной фигуры. Олени на первых прототипах машины выглядели весьма натуралистично, но в серию пошли более символичные скульптуры с общими узнаваемыми и лаконичными чертами.
По легенде, в разработке законченной формы оленя, помимо дизайнеров Арямова, Долматовского и Еремеева, принимала участие знаменитый скульптур Вера Мухина - автор "Рабочего и Колхозницы". С оленем выпускались первые два выпуски "Волги". На автомобили-такси вместо фигурки устанавливались скромные маскоты каплевидной формы.



"Берегись автомобиля"



Главная "Волга" в самом главном фильме про "Волгу", конечно же, машина Семицветова ("бежевая, цвет неброский") - третья в череде угнанных Юрием Деточкиным у жуликов и деляг. На момент съемок - это самая свежая модификация, "21Р" образца 1965 года.
Но четвертая машина, которая, как мы знаем, переполнила чашу любви и терпения следователя Подберезовикова, - "Волга" второго выпуска "21И". Именно за ней гнался по Москве троллейбус, и именно ее номерной знак "49-49 мот" стал знаковым для настоящих фанатов "М-21".





СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Олень - символ города, завода и эмблема всех его легковых моделей
Лючок воздухопритока вентиляции и отопления салона
Дверные ручки - одна из немногих позиций деталировки, продержавшихся без изменений все 14 лет выпуска


Хромированная решетка отличала улучшенные комплектации от базовых


Задние фонари второго выпуска получили светоотражатели
Часы, в отличие от радиоприемника, устанавливались абсолютно на все "Волги", включая даже такси и бюджетные версии служебных машин
Клыки на бамперах присутствовали на первых двух выпусках М-21


Новый для второго выпуска радиоприемник с фронтальным динамиком. На первых моделях динамик располагался на верхней плоскости приборной панели
До 1962 года опорами для раскладываемого переднего дивана служили вот такие хромированные ножки. На поздних моделях спинка дивана фиксировалась фасонными болтами
Только с 1959 года "Волги" стали оснащаться второй пепельницей и поручнями для задних пассажиров


Солнцезащитные козырьки из прозрачного пластика
До марта 1959 года двигатели для "Волг" выпускал сам ГАЗ, и те превосходили по надежности аналогичные моторы Заволжского моторного завода (ЗМЗ)
Блок "ползунков" управления вентиляцией и отоплением салона.
Над ним - кнопка ручного насоса омывателя лобового стекла. До 1959 года стекло на "Волге" не омывалось вовсе, а с 1961 насос омывателя стал ножным.


У каждого выпуска М-21 был свой оригинальный плафон освещения номерного знака




ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ



Схема автомобиля "Волга" ГАЗ-21И




Технические характеристики "Волга" ГАЗ-21И           Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг
Число мест 5 без нагрузки общий 1460
Максимальная скорость 130 км/ч с нагрузкой 5 человек общий 1860
Время разгона до 100 км/ч 34 сек на переднюю ось 730
Паспортный расход топлива 11-13,5 л / 100 км на заднюю ось 730
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6-СТ-54-ЭМ Дорожные просветы, мм
Генератор Г-12 под передней осью 200
Реле-регулятор РР24 под задней осью 190
Стартер СТ21
Прерыватель-распределитель Р3-Б Наименьший радиус поворота, м
Свечи зажигания А14У по колее переднего наружного колеса 6,3
Размер шин 6,70 - 15
Объем топливного бака 60 л



Двигатель
ГАЗ-21А, четырехтактный, четырехцилиндровый,
карбюраторный, рядный, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 92
Рабочий объем, куб.см. 2445
Степень сжатия 6,6
Число клапанов 8
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
  • Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
  • Карбюратор: К-22И, с 1960 года - К-105
  • Максимальная мощность: 70 л.с. при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 167 Нм при 2200 об/мин