Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-14 "Чайка"


В середине 60-х годов ГАЗ получил задание обновить "Чайку" в соответствии с требованиями времени. Это касалось не только экстерьера, но и комфорта, и безопасности пассажиров. Поскольку предстояло выполнить "особо важное государственное задание", работы возглавил главный конструктор Горьковского автозавода А.Д.Просвирнин.
К конструированию второй серии прототипов подошли более "демократично". Колесную базу увеличили на 20 см, колею - на 5 см. Поскольку высоту капота "в административном порядке" ограничили одним метром, необходимо было по-другому крепить двигатель и размещать его агрегаты. Все это потребовало изменения архитектуры Х-образной рамы.
На проект экстерьера был объявлен конкурс, который выиграл молодой горьковский дизайнер, недавний выпускник Мухинского уличища Станислав Волков. Ему удалось создать самобытный экстерьер, стилистически ничуть не напоминавший на сановный лимузин ЗИЛ-114, ни зарубежные аналоги.
В 1968 году макет новой "Чайки" вместе с первым прототипом будущей "Волги" ГАЗ-3102 обсуждался на заседании художественно-конструкторского совета КЭО (Конструкторско-экспериментального отдела) ГАЗа, а в 1969 году проект был утвержден макетной комиссией. Опытные образцы подвергли стендовым и дорожным испытаниям.
К моменту начала производства конструкция ГАЗ-14 выглядела так. Полунесущий кузов крепился к Х-образной хребтовой раме, лежащей в основе всей "монументальной" композиции. Автомобиль имел классическую компоновку, что позволило использовать академические решения основных узлов. Так, схема подвесок, по сравнению с ГАЗ-13, принципиально не изменилась, но была усовершенствована. Благодаря этому почти трехтонная машина славилась мягкостью и плавностью хода.
Не претерпели принципиальных изменений ни рулевое управление с червячным механизмом и гидроусилителем, ни тормозная система. Передние тормоза остались дисковыми, задние - барабанными. Их гидравлический привод осуществлялся двумя автономными контурами, каждый из которых действовал на "свои" тормозные скобы обеих передних колес и одно из задних. Сдвоенный главный тормозной цилиндр оснащался центральным вакуумным усилителем, а каждый из рабочих контуров - гидровакуумным.
Поскольку в техническом задании значилось улучшение динамических показателей, а разработка нового двигателя не планировалась, взялись за модернизацию V-образной "восьмерки", прекрасно зарекомендовавшей себя на ГАЗ-13. За счет применения двухкарбюраторной системы питания, изменения конструкции впускного и выпускного коллекторов и фаз газораспределения мощность мотора выросла со 195 до 220 л.с., а крутящий момент - с 42 до 46 кгс.м. В результате потяжелевшая на полтонны "Чайка" получилась значительно резвее. Максимальная скорость возросла со 160 до 175 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось с 20 до 15 секунд.
Кнопочная селекция режима работы КПП уступила место более привычной рычажной. Рычаг имел шесть фиксированных положений: нейтраль, движение, задний ход, первая передача, вторая передача (запрет включения третьей), стоянка. Столитровый бензобак располагался под полом багажника.
Подлинным шедевром дизайнерской и инженерной мысли стал новый кузов. Станиславу Волкову удалось создать автомобиль, в котором стремительность и динамичность линий удивительным образом сочетались с монументальностью и величием, положенными машинами такого класса "по протоколу". Хотя высота новой "Чайки" уменьшилась почти на 10 см по сравнению с ГАЗ-13, входить в салон было очень удобно: рамная конструкция позволила сделать дверные проемы без порогов и, кроме того, посадка автомобиля стала ниже. Благодаря понижению центра тяжести машина стала более устойчивой, улучшилась аэродинамика, сократился расход топлива.
Кроме того, впервые в отечественной практике автомобиль получил не только передние, но и задние противотуманные фонари, фароочистители струйного типа и дворники, в неработающем положении убирающиеся под кромку капота.
Интерьер новой "Чайки" также разрабатывал Станислав Волков. Салон получился стильным и гармоничным. Сиденья и большая часть кузовных панелей обивались охристо-бежевым или серо-зеленым велюром. Солидности салону придавало умеренное использование вставок, декорированных под шпон дорогих пород дерева. Хромированных элементов было немного.
Для поддержания микроклимата салон был оборудован двумя эффективными отопителями (при - 25 С на улице салон прогревался до +25 С за 10 минут) и японским кондиционером. Поскольку кондиционер располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья, в машине не пришлось обустраивать никаких специальных воздуховодов. "Сливки" от работы кондиционера снимали высокопоставленные пассажиры, а водителю доставалось... то, что оставалось.
Подобным образом была организована и работа аудиосистемы. Основное управление аудиосистемой осуществлялось с пульта в подлокотнике заднего дивана. Разумеется. стеклоподъемники и механизм выдвижения антенны были электрическими; водитель мог использовать центральную блокировку замков. Салон был буквально нашпигован всевозможными гаджетами, для обеспечения работы которых понадобилось в общей сложности 17 электродвигателей!
Обилие электроники привело к появлению под капотом второго аккумулятора, что впоследствии породило миф о дублировании системы зажигания, хотя на самом деле "Чайка" этой опции не имела.
Стоит отметить, что вся эта роскошь скрывалась за тонированными стеклами - ветровым и задним, при этом ветровое было дополнительно азтемнено в верхней части.
ГАЗ-14 с символичным заводским номером "1" решили предподнести в подарок главе государства: 19 декабря 1976 года страна готовилась отмечать 70-летие Леонида Ильича Брежнева. На поток производство новых "Чаек" было поставлено лишь в 1977-м. В год таких машин собирали около сотни. При этом параллельно - вплоть до 1981 года - продолжался и выпуск "Чаек" предыдущего поколения.
В конце 80-х, в самый разгар перестройки, Михаил Горбачев, начавший борьбу с привилегиями партийных работников и государственных служащих, в величественном черном автомобиле усмотрел символ социальной несправедливости. Чиновники, "утопавшие в роскоши", в приказном порядке были пересажены на автомобили попроще, а производство ГАЗ-14 прекращено. Последняя "Чайка" сошла со "стапелей" Горьковского автозавода 24 декабря 1988 года.
Решив окончательно вычеркнуть ГАЗ-14 из памяти народа, Горбачев приказал уничтожить необходимое для производства "Чайки" технологическое оборудование и техническую документацию. Под пресс пошли даже формы для сувенирных масштабных моделей "Чайки".
"Прерванный полет" - иначе не назовешь историю одного из самых удачных представительских автомобилей, когда-либо выпускавшихся в СССР.


Создатели ГАЗ-14 слегка покривили душой, представляя новую машину семиместным седаном.
Во-первых, внутри не было стеклянной перегородки, отделявшей передний ряд сидений от VIP-салона. Но сплошная панель, объединявшая спинки "партера" с укрытием для сложенных страпонтенов, позволяла устанавливать перегородку по просьбе заказчика.
А во-вторых, хотя ширины заднего дивана вполне хватало для троих, анатомическая форма подушки была рассчитана на двоих пассажиров. Третьему пришлось бы восседать на высоком центральном "горбе".
Фактически автомобиль был шестиместным: водитель, его "сосед", два человека на откидных страпонтенах и еще двое на "представительском" заднем диване.

"Не будите спящую собаку" (реж. А.Бобровский, 1991 год)

Вадим Фуфачев, "серьезный" человек с криминальным прошлым, оказался "на мушке" у ловкого афериста Чибиса: перед ним разыгрывают спектакль с вызовом к следователю, опечатыванием квартиры и т.д. Испуганный Фуфачев ищет связи в прокуратуре, и его знакомят с референтом из Министерства юстиции, который за большие деньги обещает замять дело.
В роли референта выступает Чибис. Чтобы произвести впечатление на "клиента", он "арендует" на несколько минут министерскую "Чайку" ГАЗ-14. Великолепный автомобиль становится последним доказательством могущества мнимого референта, и Фуфачев отдает деньги. Афера удалась, но в конце концов аферист и его жертва оказываются вместе - в одной камере!







СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Многие элементы оформления салона ГАЗ 14 позже были использованы на автомобиле классом ниже - ГАЗ-3102 "Волга": например, контрольные приборы, сблокированные в два больших круглых циферблата и прикрытие конусным антибликовым стеклом
Всеволновый приемник был создан специально для ГАЗ-14 на рижском заводе "Радиотехника"
Ручка селектора автоматической коробки передач с деревянным набалдашником


Салон новой "Чайки" выглядит солидно и по-своему роскошно


Новая "Чайка" первой среди советских автомобилей обзавелась стеклоомывателем фар: на снимке - поздний вариант системы с форсунками, встроенными прямо в бампер
Эмблема ГАЗа с оленем, символ города Горький, неизменно красовалась на всех легковых автомобилях Горьковского автозавода
Правое зеркало заднего вида в хромированном корпусе, вынесенное на переднее крыло, на деле оказалось не очень практичным


Ручки дверей отвечали современным требованиям безопасности - в случае наезда не ранили пешеходов
Блок управления климатом в салоне
Огромные рифленые задние фонари "Чайки" по дизайну напоминали задние фонари Mercedes-Benz семейств W123 и W126


Конструкторы легковых автомобилей представительского класса уделяют максимум внимания комфорту пассажиров заднего дивана
Из складных страпонтенов легко получался дополнительный ряд сидений, рассчитанный на двоих пассажиров
Большой багажник министерской "Чайке" был ни к чему, поэтому в нем разместили огромное запасное колесо и кондиционер


Продублированные емкости для тормозной жидкости двухконтурной тормозной системы: при неисправности одного из контуров автомобиль все равно сохранял способность тормозить
Распределитель зажигания восьмицилиндрового двигателя
Корпус воздушного фильтра на ГАЗ-14, рассчитанный сразу на два фильтрующих элемента, объединенных в один блок, имел своеобразную форму


Ручки пассажирских дверей расположены с двух сторон, чтобы двери было удобно открывать как с заднего дивана, так и со страпонтенов
В подлокотнике для высокопоставленных пассажиров располагается собственный блок управления радиоприемником
Для лучшего питания двигателя ГАЗ-14 воздушно-топливной смесью на него установили сразу два запараллеленных карбюратора


ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ


Схема автомобиля ГАЗ-14 "Чайка"




Технические характеристики ГАЗ-14 "Чайка"           Масса:
Число мест 7 снаряженная 2590 кг
Максимальная скорость 175 км/ч полная, в том числе: 3150 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 43,2 м на переднюю ось 1530 кг
Расход топлива при скорости 90 км/ч 17,5 л/100 км на заднюю ось 1620 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея, 2 шт. 6СТ-55 Дорожные просветы:
Генератор Г-284 под передней осью 210 мм
Реле-регулятор РР-350Б под задней осью 210 мм
Стартер СТ230-Г
Прерыватель-распределитель Р-141 Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А14ДВ по оси следа внешнего переднего колеса 7,5 м
Размер шин 9,35-15 наружный габаритный 8,2 м



Двигатель
ГАЗ-14, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
восьмицилиндровый, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра: 100 мм
Ход поршня: 88 мм
Рабочий объем: 5526 куб.см.
Степень сжатия 8,5
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
  • Подвеска передняя: независимая, рычажная, на двух вертикальных цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное отношение 18,2
  • Тормоза: рабочий - передний дисковый, задний барабанный; привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на оба передних и одно заднее колесо. Система снабжена одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
    стояночный - колодочный, на задние колеса, с механическим приводом от ножной педали
  • Коробка передач: гидравлический транформатор (максимальный коэффициент транформации 2,35), работающий совместно с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач
  • Передаточные числа: I - 2,64; II - 1,55; III - 1,00; задний ход - 2,00
  • Главная передача: одинарная, гипоидная, передаточное число - 3,58
  • Карбюратор: К-114Б и К-114В
  • Максимальная мощность: 220 л.с.при 4200 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 46,0 кгс.м при 2700-2800 об/мин