Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-13C "Чайка" медико-санитарный автомобиль

в 1953 году, согласно постановлению Совета министров СССР, лечебно-санитарное управление Кремля было реорганизовано в Четвертое управление Министерства здравоохранения СССР. Через 11 лет на Воздвиженке появилась спецполиклиника по обслуживанию высших государственных и партийных руководителей, членов Партбюро ЦК КПСС. Первое время спецполиклинику обслуживали обычные медицинские автомобили ГАЗ-12Б и ЗИС-110. Но в начале 70-х годов машины этих марок уже считались порядком устаревшими - как физически, так и морально.
Новые спецавтомобили обязаны были соответствовать высокому статусу пациентов, но при этом не бросаться в глаза, не привлекать к себе лишнего внимания, поэтому решено было окрашивать их в черный цвет. На спецмашинах не должно было быть ни надписей, ни опознавательных знаков, которые обычно наносятся на "гражданские" автомобили скорой медицинской помощи. Кроме того, салон огромных черных лимузинов по всему периметру предполагалось закрыть шторами: зашторенные окна, если и обращали на себя внимание прохожих, то хотя бы позволяли скрыть истинное назначение автомобиля.
Логично, если бы заказ на изготовление штучных экземпляров медицинских автомобилей получили заводы ЗИЛ и ГАЗ. В тот момент Завод имени И.А.Лихачева готовил свою "санитарку", а Горьковский автозавод был переполнен заказами по освоению новой техники, в том числе для армии. И тут наверху вспомнили про Рижскую автобусную фабрику (РАФ), у которой был опыт массового производства санитарных микроавтобусов для всей страны.

Точной даты уже никто не вспомнит, но, скорее всего, в 1973 году на Рижский опытный автобусный завод пришло правительственное письмо, из которого следовало, что РАФу необходимо построить на базе двух автомобилей большого класса ГАЗ-13 "Чайка" санитарные машины по техническому заданию Четвертого Главного управления Минздрава. Единственным подходящим кузовом для такой машины на базе легкового автомобиля мог стать только кузов типа "универсал". Его и предстояло создать, интегрировав новые элементы в уже существующий силовой каркас "Чайки" с кузовом типа "седан".
Из Горького в Ригу поступили обычные серийные седаны. На РАФе пришлось частично разобрать, срезать часть крыши и багажника, приварить к оставшемуся каркасу кузова более длинную, сваренную из трех частей крышу, а сзади навесить пятую распашную дверь. Внутри салона, сразу за передними сиденьями, установили перегородку, чтобы отделить медицинский салон от кабины водителя. На потолок, над водительским местом, вывели три клавиши управления светом в санитарном помещении.
"Начинка" машины оставалась без изменений: двигатель, гидромеханическая коробка передач, рулевой механизм, тормоза, мосты. Только в задние рессоры с учетом возросшей массы (более 3 т вместо 2660 кг) вводили два дополнительных листа - всего получалось по десять листов.
Поскольку конструкция автомобилей принципиально не менялась, испытания не предусматривались. Но понимая, что такой заказ может быть не последним, на заводе подготовили рабочие чертежи ГАЗ-13С. Позже ГАЗ-13С изготавливали не только для Четвертого Главного управления Минздрава, но и для нужд Министерства обороны, где была своя система медицинского обслуживания высших военных чинов.
По разным оценкам до 1982 года было построено примерно полтора десятка универсалов ГАЗ-13С.





Первоначально планировалось разместить медицинское оборудование в кузове универсала с увеличенной высотой крыши. Эскизные проект таких машин отрабатывались на фотографиях обычных "Чаек". Но с "ломаным" силуэтом крыши горьковские легковушки потеряли "стремительность линий", к тому же это усложняло процесс изготовления автомобиля. Поэтому впоследствии от такой формы отказались в пользу более лаконичного варианта




Серьезная переделка базовой модели позволяла рижанам с полным правом установить на задней двери готовых машин, рядом с родной эмблемой "Чайки", собственный логотип - "РАФ".






СНАРУЖИ И ВНУТРИ

В стандартное освещение автомобиля входили противотуманные фары, расположенные под основными
На передних крыльях ГАЗ-13С устанавливались оригинальные зеркала заднего вида
Оперативному автомобилю медицинской службы для связи положено было иметь радиотелефонную установку


Кабина водителя на "черном докторе" не отличалась от кабины серийной "Чайки"


В медицинском салоне были установлены сиденья для сопровождающего персонала: переднее откидывалось, освобождая проход ко второму сиденью, находившемуся в глубине салона
Оригинальный плафон освещения медицинского салона
По своему оснащению ГАЗ-13С совсем не похож на реанимацию - скорее это просто санитарный автомобиль для перевозки пациента в лежачем положении


Для вентиляции салона задние окошки в кузове могли приотрываться
Запасное колесо размещалось за левой задней фальшдверью
Пятая дверь универсала поднималась вверх


Благодаря рижским конструкторам "Чайка" с кузовом "универсал" смотрелась очень гармонично


Генератор электрооборудования автомобиля
Вентилятор отопителя кабины водителя
Мощный звуковой сигнал ГАЗ-13С


Под капотом - V-образный восьмицилиндровый бензиновый мотор


ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ


Схема автомобиля ГАЗ-РАФ-13С "Чайка"




Технические характеристики ГАЗ-РАФ-13С "Чайка"           Масса:
Число мест 4 + носилки снаряженная 2700 кг
Максимальная скорость 160 км/ч полная 3100 кг
Время разгона до 100 км/ч 20 сек
Расход топлива при скорости 40 км/ч 14 л / 100 км Дорожные просветы:
Электрооборудование 12 V под передней осью 180 мм
Аккумуляторная батарея 6СТ-68 под задней осью 210 мм
Генератор Г-101
Стартер СТ-221 Наименьший радиус поворота:
Прерыватель-распределитель Р-13 по колее переднего наружного колеса 7,3 м
Свечи зажигания А-9Н-1 наружный габаритный 7,8 м
Размер шин 8,20-15



Двигатель
ГАЗ-13, V-образный, четырехтактный, восьмицилиндровый,
карбюраторный, верхнеклапанный, водяного охлаждения
Диаметр цилиндра: 100 мм
Ход поршня: 88 мм
Рабочий объем: 5526 куб.см.
Степень сжатия 8,5
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
  • Подвеска передняя: независимая, рычажная на двух цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические телескопические
  • Подвеска задняя: зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, с гидроусилителем, передаточное отношение 18,2
  • Тормоза: рабочие - передние дисковые, задние барабанные, привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на одно переднее и одно заднее колесо, вакуумный усилитель
    стояночный - на задние колеса, с механическим приводом от специальной ножной педали
  • Коробка передач: гидравлический трансформатор, работающий с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач (коэффициент трансформации 2,35)
  • Передаточные числа: I - 2,84; II - 1,62; III - 1,00; задний ход - 2,0
  • Главная передача: одинарная, гипоидная, передаточное число - 3,38
  • Карбюратор: К-114
  • Максимальная мощность: 195 л.с. при 4400 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 42 кгс.м при 2200-2500 об/мин