|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-13 "Чайка"
Разработка автомобиля начиналась, когда горьковский автозавод еще носил имя наркома и министра иностранных дел Молотова, поэтому первоначально она называлась М-13. Но вскоре Молотов попал в опалу, и заводское обозначение изменилось на ГАЗ-13. О том, что у нового автомобиля "несчастливый" индекс, похоже, никто тогда не задумывался - строителям коммунизма не пристало быть суеверными.
Помимо цифрового индекса, автомобилю присвоили новое имя - "Чайка". Один из создателей автомобиля Б.Лебедев как-то сказал, что решение так назвать машину вполне символично. Ведь будущий автомобиль, предназначавшийся для обслуживания особо важных персон, должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, и если есть "Волга", то над ней должна парить "Чайка".
А вот проспекты Всесоюзного объединения "Автоэкспорт" трактовали название несколько иначе: "Горьковчане - жители города, стоящего на великой русской реке Волге, часто любуются красивым стремительным полетом чаек над ее гладью, поэтому, когда встал вопрос о названии новой машины ГАЗ-13, было предложено имя "Чайка".
Большие представительские автомобили в СССР всегда создавались с оглядкой на Америку, но советская промышленность не могла так же быстро менять модели. В результате нам ЗИМ, созданным по лекалам американской моды 40-х годов, к середине 50-х выглядел уже изрядно устаревшим. Кроме того, за это время возросли требования к мощности мотора, комфортабельности и прочим характеристикам автомобиля.
Назревал вопрос о замене ЗИМа машиной более высокого класса.
Для изучения новейших образцов американской автомобильной промышленности в конце 1955 года в Центральном научно-исследовательском институте (НАМИ) закупили два легковым автомобиля: Packard Patrician (на фото справа) и Packard Cabribbean. Машины подверглись всестороннему изучению специалистами НАМИ, конструкторами ГАЗа и ЗИЛа. Вполне понятно, почему новые легковые автомобили представительского класса ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 в Москве и в Горьком оказались столь похожими между собой - и одновременно на Packard.
После изучения прототипа работа над новым автомобилем в 1956 году началась, что называется, с чистого листа. Ведь, помимо обновления внешности машины, повышения комфортности и улучшения динамических показателей, предстояло избавиться от хронических недостатков ЗИМа. А их было немало: повышенная шумность в задней части салона, высокие усилия на органах управления, слабые тормоза, недолговечность рычажных амортизаторов, слабая передняя подвеска, неэффективное отопление салона, низкая коррозионная стойкость кузова.
В отличие от ЗИМа с несущим кузовом, новая машина обзавелась своеобразной хребтовой Х-образной рамой без боковых лонжеронов. К ней через резиновые подушки в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску передних колес, входившую тогда в обиход на американских автомобилях, советские конструкторы не решились, поэтому ходовая часть тринадцатой модели имела спереди обычеую независимую подвеску на витых пружинах и продольные полуэллиптические рессоры сзади.
Впервые в отечественном автомобилестроении "Чайка" оснащалась бескамерными шинами. Наши конструкторы применили и такие непривычные для советских граждан агрегаты, как автоматическая трансмиссия с кнопочным управлением, состоящая из гидротрансформатора и планетарной коробки передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов.
Нужно ли говорить, что этот набор агрегатов сильно облегчал водителю задачу управления большим, мощным и тяжелым автомобилем.
Среди особенностей двигателя ГАЗ-13 - алюминиевый блок, гильзы "мокрого" типа, центробежный масляный фильтр, впервые примененный в отечественной автомобильной практике.
В просторном и комфортабельном салоне "Чайки" свободно размещались семь человек, вдое из них на специальных откидных стульчиках - страпонтенах.
Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение.
Впервые на советском легковом автомобиле появились пятидиапазонный радиоприемник с автоматической настройкой и электрическим приводом подъема и опускания антенны, электрические стеклоподъемники в дверях.
Охватывая взглядом все новшества этой машины, можно утверждать, что с технической точки зрения ГАЗ-13 стал значительным шагом вперед для советского автомобилестроения.
"Тридцать три"
Комедия Георгия Данелия с Евгением Леоновым в главной роли. Выйдя на экраны в 1965 году, фильм не продержался в прокате и двух недель. Одна из версий гласит, что причина тому - присутствие в кадре кортежа автомобилей ГАЗ-13 "Чайка" в сопровождении эскорта мотоциклистов. Увидев эту сцену, главный цензор СССР, секретарь ЦК КПСС по идеологии Михаил Суслов обнаружил в ней пародию на встречу космонавтов и приказал убрать "клевету на нашу социалистическую действительность". Режиссер отказался вырезать "неполиткорректные" кадры, в результате чего фильм был снят с широкого проката.
Случаи, когда "Чайки" попадали в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Хрущева "Чайки" достались революционеру Фиделю Кастро, писателю Михаилу Шолохову, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой и балерине Галине Улановой.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
|
|
|
|
|
На "Чайке" была применена коробка-автомат, соответственно, педали только две, а управление автоматом осуществлялось кнопками слева от рулевой колонки |
|
"Порода" автомобиля чувствуется во всех деталях, буль то часы или просто шильдик с названием машины |
|
На "Чайку" ставился оригинальный пятидиапазонный приемник с автоматической настройкой и электроприводом антенны |
Большое влияние на экстерьер и интерьер "Чайки", бесспорно, оказал американский автопром
|
|
|
|
|
На ГАЗ-13 впервые на советском автомобиле установили электростеклоподъемники - для управления ими служили специальные хромированные тумблеры, размещенные прмо на дверях |
|
Для дополнительной вентиляции салона служили поворачивающиеся форточки в задних окнах |
|
Пепельница и веревочные поручни на спинке переднего сиденья предназначались для пассажиров на страпонтенах |
|
|
|
|
|
У пассажиров на заднем диване имелись свои пепельницы в широких подлокотниках |
|
Заливная горловина бензобака спряталась за номерным знаком |
|
Раскладывающиеся страпонтены на редкость удобны, правда, они существенно ограничивают пространство на заднем сиденье |
|
|
|
|
|
Силуэт чайки просматривался во многих деталях автомобиля, даже в обрамлении замка багажника |
|
Противотуманные фары на "Чайке" входили в стандартную комплектацию |
|
Хромированные накладки на задних дверях придают динамизм всему силуэту автомобиля |
На ГАЗ-13 две выхлопные трубы от V-образного двигателя, концы которых спрятаны в торцах заднего бампера
|
|
|
|
|
Восьмицилиндровый V-образный двигатель выглядит очень скромно в подкапотном пространстве. Множество электроприводов и обилие других потребителей электроэнергии на "Чайке" вынудили конструкторов поставить огромный генератор Г-101 |
|
Вместо масляного фильтра на машине стоит "вечная" масляная центрифуга: достаточно помыть-почистить - и снова в путь |
|
"Гармошка" под капотом "Чайки" не что иное, как вакуумный усилитель привода тормозов |
|
|
|
Правильно настроить четырехкамерный карбюратор мог только высококлассный специалист |
|
На "Чайке" установлен огромный воздушный фильтр с масляной ванной - вся мелкая пыль, пропущенная фильтром, хорошо улавливается маслом |
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля ГАЗ-13 "Чайка"
Технические характеристики ГАЗ-13 "Чайка" |
|
Масса: |
Число мест |
7 |
снаряженная |
2100 кг |
Максимальная скорость |
160 км/ч |
полная |
2660 кг |
Время разгона до 100 км/ч |
20 сек |
на переднюю ось |
1305 кг |
Расход топлива при скорости 40 км/ч |
14 л / 100 км |
на заднюю ось |
1355 кг |
Тормозной путь со скорости 80 км/ч |
49 м |
|
|
Электрооборудование |
12 V |
Дорожные просветы: |
Аккумуляторная батарея |
6СТ-68 |
под передней осью |
180 мм |
Генератор |
Г-101 |
под задней осью |
210 мм |
Реле-регулятор |
РР-101 |
|
|
Стартер |
СТ-221 |
Наименьший радиус поворота: |
Прерыватель-распределитель |
Р-13 |
по колее переднего наружного колеса |
7,3 м |
Свечи зажигания |
А-9Н-1 |
по наиболее выступающей части |
7,8 м |
Размер шин |
8,20-15 |
|
|
Двигатель
ГАЗ-13, V-образный, четырехтактный, восьмицилиндровый, карбюраторный |
Диаметр цилиндра: |
100 мм |
Ход поршня: |
88 мм |
Литраж двигателя: |
5526 куб.см. |
Степень сжатия |
8,5 |
Порядок работы цилиндров |
1-5-4-2-6-3-7-8 |
- Подвеска передняя: независимая, рычажная на двух цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические телескопические
- Подвеска задняя: зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, с гидроусилителем, передаточное отношение 18,2
- Тормоза: рабочий - передние дисковые, задние барабанные, привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на одно переднее и одно заднее колесо, вакуумный усилитель
- Коробка передач: гидравлический трансформатор, работающий с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач (коэффициент трансформации 2,35)
- Передаточные числа: I - 2,84; II - 1,62; III - 1,00; задний ход - 2,0
- Главная передача и ее передаточные числа: одинарная гипоидная - 3,38
- Карбюратор: К-114
- Максимальная мощность: 195 л.с. при 4400 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 42 кгс.м при 2200-2500 об/мин
|
|