Автомобили эпохи СССР: ГАЗ 11-73



ГАЗ 11-73 не получил такой широкой известности в народе, как популярная "эмка" (ГАЗ-М1), на базе которой он был создан. Связано это с тем, что основное отличие этих машин не в ярком внешнем облике, а в примененном новом силовом агрегате.


Новый мотор нужен был в СССР не только для легковых автомобилей - в нем нуждалась военная промышленность. Он мог устанавливаться на самолетах, танках, аэросанях... Таким образом, идея создания нового двигателя приобретала государственное значение!
Наиболее подходящим для производства и эксплуатации в СССР признали шестицилиндровый двигатель Dodge D-5 образца 1937 года (87 л.с., объем 3568 см3). Он имел вполне современную на тот момент конструкцию и чуть ли не вдвое большую мощность, чем выпускаемые на ГАЗе. только компания Dodge не спешила расставаться с комплектом чертежей на свой мотор, который имел неплохие коммерческие перспективы. В результате добыть в США чертежи на новый двигатель "по своим каналам" поручили органам НКВД. И они были "добыты", но не в полном объеме.
В результате работы над мотором, получившим в СССР наименование ГАЗ-11, были начаты без полного комплекта документации на него. Коллективу горьковских специалистов по двигателям под руководством Е.В.Агитова надо было "додумывать" недостающую документацию, основываясь на собственных знаниях и интуиции. К тому же мотор пришлось пересчитывать из дюймов в сантиметры и миллиметры, а это не так просто, как может показаться на первый взгляд. О существенности внесенных изменений может говорить тот факт, что рабочий объем ГАЗ-11 составлял 3485 см3, а аналогичный параметр у Dodge D-5 - 3568 см3. Несмотря на то, что в основе ГАЗ-11 лежала американская конструкция, наш мотор нельзя назвать его точной копией.
После освоения серийного выпуска двигателя ГАЗ-11 в 1940 году появилась возможность начать выпуск модернизированных легковых автомобилей ГАЗ 11-73. В связи с увеличившимися габаритами силового агрегата у автомобиля изменили облицовку радиатора, которая стала более выпуклой. По моде тех лет изменили боковины капота, которые получили отдушины новой формы для выпуска из моторного отсека нагретого воздуха. Из-за того, что двигатель потяжелел на 85 кг, пришлось усилить переднюю подвеску колес.
Легковые автомобили ГАЗ 1-73 на заводе чаще всего окрашивались в черный, а иногда в темно-синий, вишневый или коричневый цвета. Само же производство машины освоили практически перед самым началом войны, поэтому большинству выпущенных модернизированных "эмок" пришлось отправиться на фронт, где они использовались в качестве командирских машин старшего офицерского состава. В армии машины в целях маскировки окрашивались в стандартный защитно-зеленый (хаки) цвет.
Несмотря на то, что это была обычная неполноприводная легковая машина, ГАЗ 11-73 неплохо справлялся с бездорожьем, во многом благодаря одинаковой колее колес на обоих мостах (1440 мм) и большому дорожному просвету в 210 мм. Более мощный, чем у "эмки", двигатель обеспечивал машине лучшие тяговые свойства. Например, она легко преодолевала подъем крутизной до 17%. По грунтовым дорогам ГАЗ 11-73 мог двигаться со средней скоростью 30-35 км/ч с приемлемым для седоков комфортом. Все это несколько выделяло на фронтовых дорогах редкие ГАЗ 11-73 на фоне обычных ГАЗ-М1.
Волею судеб ГАЗ 11-73 стал первой серийной машиной, которая примерила на себя новый шестицилиндровый мотор. Ему была уготована долгая конвейерная жизнь. Еще в довоенные годы двигатель ГАЗ-11 примеряли на аэросанях и легких судах. Во время войны их в спарках (соединенные последовательно - ставили на легкие танки. А уже в мирное время с небольшими переделками двигатель применяли на легковых автомобилях ЗИМ (ГАЗ-12), грузовиках ГАЗ-51 и ГАЗ-63, автобусах, дрезинах и погрузчиках. Более чем полувековая история агрегата была завершена, когда выпуск прямого потомка этого двигателя был прекращен в 1992 году - с уходом на пенсию грузовика ГАЗ-52. Такое незаурядное долголетие стало лишним подтверждением правильного выбора конструкторов Горьковского автозавода.



"По данным уголовного розыска" (реж. В.Михайловский, 1979 год)


На киностудии им. М. Горького был снят приключенческий детектив о работе уголовного розыска во время войны. Гитлеровцы перехватывают машину с крупной партией ювелирных изделий, убивают сопровождающих и внедряют члена Абвера под именем одного из убитых сотрудников ювелирторга для дезорганизации работы тыла. Ему противостоят сотрудники уголовного розыска, разъезжающие на новеньких ГАЗ 11-73. В итоге, разумеется, преступник обезврежен, поставленная задача выполнена с блеском, в чем немалая заслуга принадлежит верному "газику", бороздившему фронтовые дороги, верой и правдой служившему делу Победы в тылу.






СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Основное внешнее отличие ГАЗ 11-73 от ГАЗ-М1 - радиаторная решетка другой формы
На всех довоенных автомобилях доступ к двигателю осуществлялся через боковые створки капота
Чтобы открыть створки капота, нужно было лишь дернуть за наружные ручки-замки сбоку


Дополнительная фара - признак командирских машин военного времени; такая "опция" встречалась нечасто




В боковом окошке предусмотрена поворотная форточка - хорошее дополнение к системе вентиляции салона



Светомаскировочные чехлы на фары с узкой полоской света обязательно устанавливались на фронтовых автомобилях
"Жабры" служили для вытяжки нагретого воздуха из-под капота машины
На широкой подножке ГАЗ 11-73 можно было проехаться на небольшое расстояние, не садясь в салон, - благо на кузове хватало выступов, служивших поручнями


Запасное колесо из-за отсутствия полноразмерного багажника на ГАЗ 11-73 крепилось сзади на специальном кронштейне
Для герметизации и устранения посторонних шумов стыки между кузовом и крыльями прокладывались специальными уплотнителями
Заправочная горловина ничем не замаскирована и расположена позади кузова


Накапотная эмблема - обязательны атрибут автомобильной моды тех лет - символизирует движение вперед




Поводки стеклоочистителей навешены сверху ветрового стекла, а не внизу, как у современных автомобилей



Салонное зеркало - единственное зеркало заднего вида, которое полагалось легковому автомобилю в то время
Заднее окно небольшого размера, через него разглядишь немного. Но и движение не было столь интенсивным, а при обгоне давался предупреждающий звуковой сигнал, так что надобности в обзоре назад практически не было
Петли дверей торчат наружу, но в 30-х годах это считалось еще вполне допустимым